Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Между «Мизинцем» и «Принцессой»

В прошлую субботу в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко состоялась церемония закрытия международного фестиваля «Молодость» и раздача призов «Скифский олень» фильмам-победителям
3 ноября, 2015 - 10:01
ВЕЧЕР ЗАКРЫТИЯ НАЧАЛСЯ С ПОКАЗА КАДРОВ НЕМЫХ И ФЕСТИВАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ПОД МУЗЫКУ ЖИВОГО ТАПЕРА, ИГРАВШЕГО, НА СЦЕНЕ

Режиссура финального вечера  45-й «Молодости» оказалась вполне стройной (чему, вероятно, способствовал более низкий уровень официоза, чем на открытии): начали с нарезки немых фильмов под живое пианино, а завершили авторской анимацией одного из самых талантливых американских режиссеров Чарли Кауфмана «Аномализа».

Остальное составили: музыкальный номер ансамбля Kiev Tango Project, выступления бандуриста Тараса Компанийца, дуэта луганской поэтессы Любви Якимчук,  джаз-контрабасиста Юрия Токаря и, конечно, объявления победителей.

Больше всего удивило первое место израильской «Принцессы» (режиссер – Тали Шалом-Эзер) – ничем не выдающейся молодежной мелодрамы, которой щедрое главное жюри отдало Гран-при и премию на сумму 10000 долларов США. А вот разделение приза за лучший фильм полнометражного конкурса между «Пикадеро» (Бен Шеррок, Великобритания-Испания) и «Ишканулом» (Хайро Бустаманте, Гватемала-Франция) и дополнительное поощрение им же (приз ФИПРЕССИ  «Пикадеро», приз Экуменического жюри «Ишканулу») выглядели вполне справедливыми, ведь эти две совсем непохожие картины – с одной стороны, ироническая  комедия в декорациях посткризисной Европы, с другой –  насыщенная экзотикой далекого края и странных ритуалов драма, – не имели равных в разработке их авторами визуального языка.  С не меньшим успехом, впрочем, между ними можно было бы разделить и Гран-при.

Отдельная приятная неожиданность – феминное лидерство в национальном конкурсе, где боролись 23 отечественные короткометражки. Жюри во главе с Романом Балаяном  отметило специальными дипломами «Виолончель» (Олеся Моргунец-Исаенко) за сценарий и «Мужскую работу» (Марина Степанская) за актерский ансамбль, а безоговорочной триумфаторкой стала документалистка майдановской волны, 26-летняя киевлянка Екатерина Горностай (в частности, у нее есть замечательная зарисовка революционных событий «Зубы Ленина») – за свою первую игровую картину «Віддалік» она получила статуэтку «Скифский олень», сертификат на 2500 долларов и авиабилеты с открытым направлением. «Віддалік» – это формально совершенный лирический этюд: снятая одним кадром 11-минутная сцена между парнем и девушкой, которые, лежа в постели, пытаются понять, почему их отношения зашли в тупик – под аккомпанемент споров старшего поколения, которые слышны за дверью.

Первое место в короткометражном конкурсе получил «Мизинец» (Томаш Чихонь, Польша), в конкурсе студенческих лент – «Дисциплина» (Кристоф М. Сабер, Швейцария), а в конкурсе «Солнечный зайка» – здесь, как известно, демонстрируются фильмы на ЛГБТ-тематику – «Клятвенная девственница» (Лаура Биспури, Италия-Швейцария-Германия-Албания-Косово; стоит заметить, что снимался этот фильм в консервативных, мусульманских странах – Албании и Косово). В конечном итоге, в относительно новом конкурсе «Молодость – детям» (основанный в позапрошлом году) жюри, которое и состояло из детей 8-14 лет, отдало  главный приз и  2500 долларов приключенческой «Операции «Арктика» (Грете Боэ-вол, Норвегия).

После награждения мы попросили Екатерину Горностай сказать несколько слов о ее фильме.

— Почему вы выбрали именно такую форму?

— Мне не хотелось прибегать к монтажу, стремилась снять весь фильм, все 11 минут одним дублем. Это своего рода эксперимент. Мы работали всего два съемочных дня, снимали один кадр, пока не сняли его. Вот недавно закончили снимать новую картину, но там не было ни одного дубля, который бы мне нравился от начала до конца, поэтому придется монтировать. А в «Віддалік» такой кадр, где возникла определенная преемственность момента, удалось получить.

— Как бы вы могли оценить национальный конкурс?

— Конкурс очень сильный, поэтому я чувствовала большую ответственность. Классные фильмы были, мы все перезнакомились друг с другом.

— По вашему мнению, преодолело ли украинское кино комплексы относительно показа человеческого тела?

— Мне кажется, что мы еще на пути к этому. Но самые сексуальные сцены в кино – это в действительности не секс как таковой.

Более детальный отчет об итогах 45 МКФ «Молодость» читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ