В Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра прошла премьера спектакля «Ромео и Джульетта» (режиссер Алексей Лисовец).
Шекспир — автор всегда востребованный, но в этом году особой популярностью в украинских постановщиков пользовалась трагедия «Ромео и Джульетта». Скандальный Андрей Жолдак в своей версии избрал шок, Валентин Козьменко-Делинде попытался провести мост между героями прошлого и нынешними тинэйджерами, а Алексей Лисовец рассказал психологическую притчу — пронзительно светлую и одновременно грустную историю о первой любви.
Казалось бы, сюжет давно известен. Мы все его «проходили» в школе. Ну что нового можно сказать в спектакле? А Лисовцу удалось не просто по- новому прочитать великую классику, но и заставить зрителей сопереживать героям. В его постановке непримиримая вражда Монтекки и Капулетти — это борьба за сферы влияния в Вероне, а главы семейств похожи на мафиозных донов. Режиссер так четко выстроил спектакль, что публика вслушивается в каждое слово, произнесенное на сцене. В первом действии смеется, наблюдая за проказами молодежи из разных семейных кланов, а во втором — у многих зрителей вот-вот готова скатиться слеза… Актеры очень органичны и искренни на сцене, а тщательно подобранная музыка четко расставляет акценты всего действия.
В этом спектакле состоялось рождение двух «звездочек» — Ольги Лукьяненко (Джульетта) и Ахтема Сеитаблаева (Ромео). Во многом благодаря их таланту, молодому задору и очень сильной актерской энергетике, спектакль смотришь на одном дыхании. Режиссер Лисовец не только зажег юные дарования, но и дал возможность блеснуть практически каждому актеру, занятому в постановке. Не оставляют равнодушными герои спектакля, в частности: фееричная Кормилица (Олеся Жураковская), задиристо агрессивный Тибальд (Алексей Саминин), трагикомичный Меркуцио (Михаил Кукуюк), эксцентричная леди Капулетти (Ирина Мак), мудрый брат Лоренцо (Олег Месеча) и др.
В версии левобережцев зрителей ничто не отвлекает от стремительно развивающегося сюжета. Минимум декораций — несколько стульев, люстра, двухъярусная кровать на колесиках, серый задник со щелью, которая каждый раз сужается, похожа на некую гильотину, а в финале с грохотом закроет семейный склеп Капулетти, навеки соединив двух влюбленных…
Спектакль прекрасно принимает публика разных поколений. Например, рядом со мной сидела самая юная зрительница семи лет, и она живо реагировала на все, что происходило на сцене, сжимая кулачки в трагические моменты, переживая за героев. Пожалуй, в этом главная победа Алексея Лисовца, как режиссера, и его команды, подаривших нам, зрителям, встречу с настоящим психологическим театром.
— Я раньше не ставил Шекспира, — признался Алексей Лисовец «Дню». — Выбрал, вполне сознательно, самый известный сюжет — классику, которая известна до мельчайших деталей. Сама тема любви мне очень близка. Я — как Ромео: люблю и живу тоской по любви…
— Огромной удачей спектакля стало точное актерское попадание на роли. Где вы нашли Лукьяненко и Сеитаблаева?
— Оля Лукьяненко — учится на четвертом курсе Университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого (она ученица Э. М. Митницкого). Кстати, после этой премьеры Ольгу зачислили в штат Театра на Левом берегу Днепра. Я видел ее студенческие работы. Оля уже играла на нашей сцене в детской сказке Зайчика... Я знал ее потенциал, поэтому и предложил сыграть Джульетту в своем спектакле. Ахтема я увидел, когда на гастроли в Киев приехал Крымскотатарский театр. В «Кармен» он прекрасно играл Хосе. Именно тогда я понял, что нашел Ромео для своей постановки. (Кинозрители могли запомнить Сеитаблаева по фильму Александра Муратова «Татарский триптих». — Т. П. ). Собственно, если бы не Ольга и Ахтем, то я бы может и не взялся за «Ромео и Джульетту».
— Как долго рождалась постановка?
— Спектакль рождался непросто. Роль Лоренцо репетировал прекрасный актер Николай Бабенко, увы, летом этот мастер скончался. А в день премьеры мы проводили в последний путь мужа Галины Корнеевой (она занята в этой постановке — играет леди Монтекки) Валерия Владимировича, который был одним из основателей Театра на Левом берегу. Были травмы у актеров, замены... А команда всегда нужна. Иначе спектакль не получится. Репетировать мы начали в феврале, а месяца за два до читок были подготовлены сценическая литредакция пьесы, макет, эскизы спектакля. Потом был перерыв — отпускной период. Когда мы вышли на сцену, то я знал уже, какими будут все мизансцены спектакля. Из собственной фонотеки подобрал музыку к постановке. Я считаю, что замечательно поработала с артистами балетмейстер Юлия Русанова, сценические бои прекрасно поставил Юрий Старостин. С художником Игорем Несмияновым мы поставили уже не один спектакль, все, занятые в «Ромео…», работали очень профессионально: каждый на своем месте.
— У Шекспира так много пьес, а киевские режиссеры почему-то выбирают именно «Ромео и Джульетту». Так, в Национальной опере идут три спектакля (два балета в хореографии Шекеры и Лифаря и опера); есть версии этой трагедии у Молодого театра, ТЮЗа на Липках и Театра им. И. Франко, а теперь и у левобережцев…
— Есть великая литература, к которой каждый режиссер мечтает прикоснуться… Были тысячи театральных прочтений Шекспира, а что касается «Ромео...», то это, наверное, из-за репертуарных накладок. Наши театры живут обособленно, хуторами и не знают о планах друг друга. Если бы режиссеры знали о намерениях друг друга, то, возможно, кто- то и отказался бы от постановки или взял другую пьесу из шекспировского наследия. Но я бы не отступил от намеченного… Я знал, что именно хочу поставить и осознано шел к цели.
— А «сицилийский мафиозный» антураж как возник в вашем спектакле?
— Это можно назвать моим режиссерским хулиганством. Я обожаю ленту Федерико Феллини «Амаркорд», где гротеск, бытовые детали и философская глубина фильма дали масштабную картину жизни героев. Ведь в жизни смешное и грустное часто идут рядом. Я считаю, что даже в трагедии можно похулиганить. Тем более, что мой спектакль не чистая трагедия, а версии на известный шекспировский сюжет.
— Вы подготовили подарок молодежи. Многие из них не очень любят читать, а тут пришли в театр — посмотрели спектакль и можно сдавать зачет по литературе.
— Я бы хотел, чтобы после спектакля им все-таки захотелось пойти в библиотеку и прочесть «Ромео и Джульетту», чтобы сопоставить свои впечатления от увиденного в театре и прочитанного в книге. Вы знаете, для актеров так называемые «культпоходы» в театр, становятся огромным испытанием. Ведь когда в зале много школьников, то они могут уничтожить любой самый лучший спектакль. А постановка «Ромео...» жертвенная — по сути. Одно дело, когда приходят дети с родителями, они тогда нормально себя ведут, а когда в зал набивается толпа, то нельзя прогнозировать, чем это закончится… Я бы не хотел, чтобы дети шли в театр по принуждению. Это должен быть их выбор, сознательное желание посмотреть именно «Ромео...». Хотя, не скрою, я ставил свою постановку в расчете, что она заинтересует и молодежь...
«Ромео и Джульетта» — очень серьезная работа. Спектакль говорит о рождении очень крупного режиссера не только в Киеве и в Украине, — не скрывал своей радости от премьеры худрук левобережцев Эдуард Маркович Митницкий. — Главное достоинство Алексея Лисовца, что он не только может задумать спектакль, а умеет его провести через артистов. Он один из немногих современных режиссеров, который знает тайну работы с актерами. Я уверен, что нынешний успех Алексея — это еще не вершина его режиссерских возможностей. Лисовец еще очень много интересного покажет в театре. Я давно говорил, что Алексею нужно запастись терпением, и его признают, поймут. Это и случилось после премьеры. Я верю, что у его «Ромео и Джульетты» будет счастливая и долгая сценическая жизнь.