«День», по-видимому, первый из СМИ писал о выходе уникального каталога «Декоративное искусство Украины конца ХХ века. 200 имен». По утверждению специалистов, это издание не имеет аналогов не только в Украине, но и в Европе. Осознав масштабность проекта, мы сразу выделили его из ряда заурядных событий. Но проект, кроме издания шикарного альбома- каталога, включает и второй этап — проведение широкомасштабной выставки «Современное профессиональное декоративное искусство Украины. Трансформация образа», которая в конце прошлой недели открылась в Украинском доме. Уже сейчас можно уверенно констатировать, что эта акция имеет все признаки общенационального события. Среди участников выставки традиционалисты, неоавангардисты, постмодернисты... Здесь представлена авторская фантазия, мастерски воплощенная в стекле, керамике, металле, дереве, текстиле. Об уровне выставки говорит и тот факт, что именно арт-проект «Декоративное искусство Украины конца ХХ века. 200 имен» будет представлять Украину выставкой в залах Штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж, Франция) в мае 2004 года. Президент Украины Леонид Кучма направил приветствие организаторам проекта, усматривая в его реализации «добрый знак утверждения гуманистических идеалов, высоких моральных качеств в общественной жизни, залог будущего родной Украины». Позавчера Президент также подписал указ, взяв проект под личный патронат.
Экспертная оценка события беспрецедентна — аналогичная по значению акция проходила... в Париже в 1900 году! Количество посетителей — невероятное! Отсюда и мечта организаторов: продолжить работу выставки хотя бы до конца июня. Возможно, самый высокий патронат как раз кстати? «День» постоянно дискутирует на тему об украинской культуре, ее продуцентах и потребителях. Данная выставка стала органичным поводом еще раз задуматься и осознать, что же такое «свое», какой оно имеет уровень и кому необходимо. Констатируя высокий уровень презентовавшихся работ и зная ситуацию на отечественном творческом рынке, мы в очередной раз задались вопросом:
«Как создать моду на украинское?»
Иван МАРЧУК, художник:
— Моду на украинское не может сделать отдельный человек — это должно быть основой. Египетские пирамиды строились снизу, а уж потом л уже- л уже... Только построив фундамент, можно достичь верха — когда все насытится, будут собирать сливки. Я всегда говорил, что Украина на квадратный метр создает самое большое количество талантов, но они здесь не прорастают. Она, как кошка, сама их съедает. Но то, что мы видим на этой выставке — это грандиозно! Хотя и делается оно вопреки существующим условиям. Одному, из трех- пяти сотен, человеку удается выйти на путь, который его питает. Я вышел так же... Развитие искусства в стране зависит от наличия богатых людей. На что сегодня может опереться художник? Когда-то было советское государство и художники халтурили: лозунги писали, пропагандистские щиты делали, портреты сухой кистью... И ждали от праздника к празднику. Сегодня художникам нужен базис — люди, понимающие искусство. Я сейчас очень доволен, что по всей Украине строят коттеджи, которые должны быть украшены искусством. Чьим? Что — ехать во Францию, в Америку? И что вы там возьмете? Такую же халтуру, которая есть во всем мире; а нужно же выбирать уникальных художников. Когда увеличится контингент богатых людей, искусство также пойдет вверх.
Выставка, которую мы сегодня видим, — это мировой уровень искусства. Вот только у нас прикладное искусство считалось каким-то третьестепенным. Сейчас ситуация понемногу меняется. Мода на украинское придет — это дело времени. Посмотрите, сколько здесь молодежи! Это очень приятно, что они пришли... Советский менталитет еще не изжит, вспомните, как мы смотрели фильмы: написано, США или Франция — все туда идут. Я жду наш Ренессанс, время, когда все художники будут творить. Эта атмосфера должна быть создана в государственном масштабе. А политическая борьба не содействует развитию культуры. Личный пример: я все свое творчество готов подарить Киеву, Украине, только говорю: «Дайте мне стены». Нет... С бизнесменами тоже проблема — на сто может один — сознательный украинец. И такой сразу найдет, кого поддержать здесь, на Родине, потому что он понимает — это талант, это перспектива, это наше, это будущее.
Юлий СЕНКЕВИЧ, скульптор:
— Прежде всего нужно избавиться от хуторянской психологии. Избавиться от комплекса, что наше обязательно должно взвешиваться на весах Парижа или Штатов... Уже в советский период у нас появились художники мирового уровня. И нужно беспристрастно смотреть на свое, развивать и популяризировать его... Есть Архипенко, которого все знают, потому что он гениален и «прошел» в мир, но Приймаченко от этого не менее значима. Однако для нашего общества, которое мыслит «ну, Приймаченко, где-то под Киевом, что ж вы сравниваете», она мельче. Но ведь Приймаченко не хуже Матисса, не хуже Сезана! Это немного другое искусство, но такой же силы.
Воспитание ценителя своего искусства — это также проблема. Нужно воспитывать народ, потому что он оказался на чрезвычайно низком уровне понимания и восприятия искусства. Не потому, что он не воспринимает новации — он вообще мало что воспринимает. А те люди, которые сейчас потребляют искусство на своих виллах и замках, к сожалению, преимущественно находятся «ниже ноля». Деньги омрачают красоту, они не помогают ее видеть. На Западе в такой ситуации прислушиваются к критикам, искусствоведам — людям, помогающим разобраться.
Анна ЛЫСИК, художник
— Все должно происходить естественным путем. Вряд ли моду можно вызывать какими-то искусственными методами. От каждого человека что-то зависит — и от политиков, и от бизнесменов, и от отдельных художников, и среды в общем. Если бы каждый действительно по-совести занимался своим делом — все было бы хорошо.