В прежние времена голоса полюбившихся певцов узнавали с первых же нот. Даже самый неискушенный мог отличить голос Лемешева от голоса Козловского. Менялись поколения. Символами следующей эпохи стали голоса Дмитрия Гнатюка, Анатолия Соловьяненко, Евгении Мирошниченко… А что же сегодня? Мы по- прежнему считаем Украину певучим краем. В Национальной опере нет недостатка в притоке свежих сил, ежегодно когорту оперных солистов пополняют новые стажеры, выпускники консерваторий. Но появляются ли у нас по-настоящему яркие индивидуальности? Хочется верить, что это так. По крайней мере, среди певцов, которые завтра будут определять лицо нашего оперного искусства, есть немало достойных. Их путь только начинается.
Елена БИХУНОВА — меццо-сопрано, стажер Национальной оперы. Прошлогодняя выпускница класса Александра Вострякова, который всерьез можно назвать «кузницей» добротных певческих кадров. Дебютировала в недавней премьере оперы Прокофьева «Война и мир». Уже приготовила к исполнению партию Маддалены в «Риголетто». С детства ее любимой оперой был «Трубадур». Сейчас детские мечтания сбываются — уже готова партия Инес из этой оперы, а в скором времени можно будет подумать и об Азучене… Еще в студии она спела Ольгу и Любашу. При знакомстве Елена буквально потрясла своим светлым и чутким видением мира. Она обожает природу, мечтает делать все возможное для ее защиты. Дома у молодой певицы нашли пристанище сразу пятеро четвероногих друзей. Разучив как-то вокальный цикл Марка Минкова на слова Гарсиа Лорки, певица настолько заинтересовалась его поэтическими текстами, что выучила на память стихи еще и на испанском. Она вообще любит изучать языки, владеет французским. Безупречное воспитание и образованность делают ее похожей на одну из ее оперных героинь — Элен Безухову. Но душевному складу Елены, безусловно, ближе Соня, чей образ она тоже воплотила на сцене. Биография Бихуновой уже может стать сюжетом для отдельной новеллы. Певица сотрудничала с ансамблем старинной музыки, играла на органе. Подумывала о врачебной карьере, училась медицине в Париже. Если вы хотите увидеть счастливого человека — взгляните на Елену Бихунову. Какой радостью светились ее глаза, когда она приходила на репетиции и прогоны «Войны и мира»! Работа ей в радость. И судьба непременно вознаградит ее за трудолюбие, чистоту помыслов и гармоничность, свойственную ее натуре.
Геннадий ВАЩЕНКО недавно предстал в партии Наполеона. В 2001 году он закончил Национальную музыкальную академию у Анатолия Мокренко. Оба с Сумщины, земляки. Геннадий всегда подчеркивает, что очень многим обязан педагогу. Заметив природные задатки ученика, Мокренко посвятил немало сил тому, чтобы юный баритон приобрел необходимое вокальное мастерство и смог состояться как оперный артист. Еще студентом Ващенко пришел в стажерскую группу Национальной оперы, ныне он уже солист театра. За плечами у Геннадия — немалый опыт концертных выступлений, ведь он в течение семи с половиной лет работал в Ансамбле песни и пляски МВД Украины. Даже его военная служба была связана с музыкой — служил в ансамбле КВО в Киеве. Первый опыт выступлений на оперной сцене, как и водится, певец приобрел в оперной студии Национальной музыкальной академии. А дебют в Национальной опере состоялся в «Ромео и Джульетте» Гуно. Не так давно дирижер Алла Кульбаба предложила Геннадию попробовать себя в партии Онегина в спектакле оперной студии. Выступление прошло успешно, и теперь есть основания предполагать, что и на сцене Национальной оперы Геннадий сможет показать свою работу над этой партией. Особой популярностью у зрителя пользуется исполнение Геннадием партии Панталоне в нашумевшем спектакле «Любовь к трем апельсинам». Для этого певца не существует незначительных партий: он убежден, что и большие, и маленькие роли требуют одинаково ответственного подхода. Поэтому в свое время даже в партии Ротного в «Онегине» Геннадию удалось снискать успех у рецензентов.
Олег СЫЧЕВ — бас, выпускник класса Виктора Курина. В стажерской группе — с мая прошлого года. Некоторое время учился в Харькове. Сейчас уверенно выступает в киевских спектаклях. А началось все с небольшой партии, спетой им в «Паяцах». В целом его репертуар достаточно велик. Например, среди партий, которые он исполнял в оперной студии, Гремин в «Онегине» и Дон Базилио в «Севильском цирюльнике». В «Войне и мире» ему досталось сразу четыре партии. Но самым заметным явлением стал его Долохов. Олег не любит много говорить о планах, но нетрудно предположить, что он будет продолжать вхождение в репертуар Национальной оперы и завоюет любовь зрителя. Он необычайно сценичен, способен к выполнению самых разнообразных актерских задач. В одном только Долохове у него соседствуют светский лоск, разухабистость и легкомысленное мальчишество. В один вечер в «Войне и мире» ему блестяще удается исполнять еще партии маршала Бертье и генерала Ермолова. А в январе он дебютировал в роли совершенно противоположного плана — он спел Малюту Скуратова в «Царской невесте». В разнообразной галерее созданных им образов, в частности, представлены гротескная Кухарка в «Любви к трем апельсинам», мужественный Цунига в «Кармен», коварный Спарафучиле в «Риголетто».
Дмитрий ПОПОВ — тенор, стажер Национальной оперы. Он также впервые вышел на столичную сцену в «Войне и мире», причем в трех партиях сразу — Анатоля Курагина, адъютанта Кутузова и генерала Барклая де Толли. Приехал из Харькова, сейчас еще учится на третьем курсе в классе Александра Вострякова. Успел поработать солистом Харьковской оперы. Незадолго до переезда в Киев полностью подготовил партию Альфреда и спел оркестровые репетиции. Теперь остается пожелать, чтобы его ввод в «Травиату» состоялся уже здесь, в Киеве. Похоже, что Дмитрий принадлежит к числу тех певцов, которые уже с самого начала легко обходятся без партий второго плана, а сразу овладевают репертуаром первого положения. Ближайшая новая работа, которую певец уже готов показать киевлянам — это партия Владимира Игоревича в «Князе Игоре». Кроме того, очевидно, что он станет превосходным Ленским. Дмитрию всего 22 года. Он, как и все представленные в нашем обзоре молодые певцы, в марте отправился с театром на гастроли в Швейцарию. Мечтает спеть на сцене все основные партии драматического тенорового репертуара. Дмитрий выступал и в правительственных концертах, и за рубежом, сотрудничал с Ансамблем Вооруженных сил Украины. А в декабре он пел в Москве на закрытии Дней культуры Украины в России. Там ему довелось выходить на сцену вместе в Александром Гурцом и петь украинские народные песни, «Мое солнце» и арию Калафа. Это было своеобразное состязание с признанным мастером оперной сцены, которое оказалось не менее увлекательным для слушателя, чем знаменитые выступления трех теноров века…