К популярным в современном искусстве урбанистическим мотивам обращаются шведский фотограф Миша Педан и публицист Ингела Линд, выставка которых на днях представлена в столичном «Арт-центре на Костельной» при содействии Шведского института и посольства Швеции. «Монумент» — так назвали они свой проект — фотолитературную интеллектуальную игру. «Монумент» — это и бетонная громада, которая живет собственной жизнью, скрывает в себе древние архетипы, пугает своей силой и неожиданно увлекает загадочностью. Это и иронический взгляд на урбанистическую культуру, которую мы оставим как памятник по себе. Ингела Линд сравнивает работы Миши Педана с археологическими раскопками современного города. Схваченные им образы действительно напоминают скелет мегаполиса то ли на археологической площадке, то ли на рентгеновском снимке. Они такие же одинокие, поскольку на этих фотографиях нет людей. Нам в проекте Педана и Линд отведена роль улиток, которые получили возможность посмотреть со стороны на свою ракушку. И, если повезет, увидеть новое в давно знакомом.
Камень, бетон и железо, кажется, глубоко вдыхают воздух Стокгольма. «Дворец» чиновников высокомерно закрыл свои окна от людей; прикованные к фундаменту портовые сооружения вынуждены ежедневно созерцать, как другие отправляются в путешествие, а граффити на бетонной колонне говорят, что «здесь был Ясон». Одни сооружения напоминают об эросе, другие — о смерти, как туннель, неподалеку от которого в 1986 году убили шведского премьер- министра Улофа Пальме.
В улицах Киева шведская публицистка Ингела Линд, по ее словам, увидела постмодерное барокко. Она говорит, что даже сталинские дома здесь выглядят иначе, живее и декоративнее, чем в Москве. Для Миши Педана образы Киева хорошо знакомы — он 15 лет назад перебрался в Швецию из Харькова, и свое творчество считает сочетанием харьковской и шведской школ. Фотохудожник надеется, что после последних событий в Украине шведы, раньше не очень знакомые с ней, наконец как следует узнают украинскую школу искусства и жизни.