В этом году на фестивале выступили более 150-ти музыкантов из разных стран, и форум расширил свой музыкальный формат. На его главной сцене звучал не только джаз, но и музыка других направлений, так называемая world music. В отличие от предыдущих лет, на фестивале работали только две сцены: на большой сцене NU Jazz, расположенной на окраине поселка возле горы Юнге, проходили концерты с участием зарубежных исполнителей; а на малой, на территории Дома-музея Волошина, выступали исключительно украинские музыканты, исполняющие джазовые стандарты.
Первой на NU Jazz сцене выступала венгерская этно-фьюжн-группа DJABE, что на африканском наречии ашанти означает «свобода», и она очень понравилась публике. Экспериментальную современную музыку продемонстрировала группа «Oi Va Voi»: харизматичность, сильные голоса, пластика, раскованность и эмоциональность излучали музыканты. Не зря открытие группы для Украины считают одним из главных событий фестиваля. Отдельно хочется выделить вокалистку Бриджит Амофа, ее голос не раз заставлял слушателей затаить дыхание. Выступление музыкантов украсила Ксения Симонова (победительница конкурса «Україна має талант»), которая создает необычные песочные анимации. Лилия Млинарич, председатель оргкомитета, отметила: «Мы хотели переключить внимание публики от того, что происходит на сцене. У групп очень сложный звук, и всегда как-то не очень приятно стоять под сценой и ждать, пока все проводки подсоединят». А ведущий Алексей Коган добавил, что «это было не заполнением пауз, а ярким шоу фестиваля».
Сложно описать стиль «Oi Va Voi»: лондонское звучание, под сильным влиянием восточной культуры, смесь этно, электроники, хауса, а также необычное сочетание инструментов, среди которых труба, кларнет и скрипка. Еще одна особенность — нет рамок и в языке песен, они исполняются на английском, идиш, латино, узбекском. Это интеллектуальная и непростая музыка. Лидер группы Лемец Ловас (вокал, клавишные, труба) так характеризует стилистику коллектива: Massive Attack с настроением Горана Бреговича — это и есть «Oi Va Voi». Кстати, в Лондоне группа организует вечеринки Radio Gagarin, на которых музыканты знакомят слушателей с украинской, русской и цыганской музыкальной культурой и собственными композициями.
Одной из удач феста стало выступление Кортни Пайн — британского чернокожего музыканта, владеющего множеством стилей и инструментов (самый любимый — бас-кларнет), продемонстрировавшего синтез джазовой, импровизационной музыки и фольклор. Он не забывает своих корней, воплощая карибские (ямайские) настроения. На сцене Nu Jazz Пайн показал настоящее шоу.
Резонансным получилось также участие в фестивале питерской рок-группы TEQUILAJAZZZ. Они представили публике больше половины композиций из своего последнего альбома «Журнал живого», а также порадовали тем, что хорошо знакомо слушателям («Зимнее солнце», «Тема прошлого лета», «Кроме звезд»).
Следует заметить, что у многих групп, выступавших на Jazz Koktebel Festival —2009 прослеживался большой уклон в сторону этно и фолк-музыки. Одним из мощнейших доказательств этого явился совместный проект «Voo Voo & Haydamaky» под лейблом KOZAK-JAZZ-ROCK. Впервые в Украине был представлен концерт, который уже успели высоко оценить в Польше. Инициатором шоу и альбома стал Войциех Ваглевски («Voo Voo»), на его творчестве выросло несколько поколений меломанов. Интеллектуальность музыки, взрывная смесь стилей, харизма фронт-менов — помогли создать успешный проект наших «Гайдамаков» и коллег-поляков.
Ярким лоскутом Nu Jazz Stage стали музыкальные коллективы Беларуси. В частности — фрик-кабаре бэнд «Серебряная Свадьба». Выступление группы — это смесь буффонады, музыки, трюков, кукол... Маленький балаганчик — необыкновенный коктейль из французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов, исполняемых в манере уличного оркестра.
Кроме сцены на берегу моря, была и традиционно главная сцена — «Волошинская», которая находится во дворе Дома-музея Максимилиана Волошина. Это дом с особой атмосферой, в его старом парке располагались слушатели.
Делились выступления в программе Gold jazz по дням: саксофона, вокала, гитары. Выступали украинские исполнители: саксофонисты Артём Менделенко, Виктор «Зидан» Павелко и Владимир Лебедев, вокалистки Юлия Рома, Тамара Лукашева, Татьяна Боева и гитаристы Дмитрий Коваленко, Сурен Томасян, Александр «Метеор» Павлов. Все они продемонстрировали, что такое джаз и его стандарты.
Для Лилии Млинарич открытие сцены в Волошинском саду было мечтой, которая осуществилась: «Очень хотелось такую камерную, акустическую, извините за слово, «настроенческую» сцену».
Здесь было где уединиться и повеселиться под танцевальную музыку. Работала дневная и вечерняя сцены, организаторы феста также подумали о молодежи, которая наслаждалась ночной электронной музыкой.
Отдельная реальность Koktebel Jazz Festival 2009 предусматривала не только существование в музыкальных плоскостях, но и поэтическую прослойку, и пласт живописи. В саду Дома-музея Максимилиана Волошина состоялся джем-сейшен российских и украинских поэтов и музыкантов «Встреча двух фестивалей» — совместная импровизация VII Поэтического фестиваля им. М. Волошина и VII Международного фестиваля Koktebel Jazz Festival. И там же можно было рассматривать третью ежегодную выставку живописи ведущих художников Крыма «Джаз на холсте».
Следует отметить, что в этом году фестиваль познакомил публику с мировой музыкой, а исполнители представили разные жанры. На Волошинской сцене были сыграны золотые стандарты джаза лучшими украинскими исполнителями. А еще организаторы феста побеспокоились и об экологии: волонтеры очистили от мусора часть заповедника «Тихая бухта» и ежедневно убирали территорию после концертов. В Коктебеле причудливо соединились музыка, изобразительное искусство, литература и танцы, а места проведения концертов — берег моря и парк Дома-музея М. Волошина — создавали особую фестивальную атмосферу.
КОММЕНТАРИИ
Ирина КОНОВАЛОВА, сотрудник Дома-музея М. А. Волошина:
— Я фестиваль воспринимаю чуть-чуть по-другому, нежели приезжие. Наша главная наша задача — побольше рассказать о Коктебеле и о Максимилиане Волошине. С каждым годом проведение джаз-фестиваля становится все лучше. В первые годы сцена была направлена на Дом Поэта. Звук вечерних концертов был настолько мощным, что однажды наутро в музее вылетели стекла и осыпалась черепица. Для нас это было шоком. Но сейчас люди приезжают более интеллигентные. Лично я — приверженец классики. Но я также принимаю и другой стиль, в частности — джаз. Что касается того, слушал и любил бы джаз сам Макс, не могу сказать. Он писал, что музыку воспринимает только лишь средневековую, еще до Вивальди. Ему нравилась французская музыка.
Татьяна БОЕВА, украинская джаз-певица:
— Джазовая публика — всегда доброжелательна. Я открывала самый первый джаз-фестиваль в Коктебеле и ныне, через шесть лет, снова здесь. Публика Koktebel Jazz Festival — молодая. Ярчайший пример: когда во время концертов на Волошинской сцене у публики проверяли знание джазовых стандартов, ребенок угадал, какая композиция звучит. Я была поражена. Хорошо, что дети приобщаются к джазу. Я считаю, их надо воспитывать на джазе и классике. Джазовые стандарты пела мало, больше люблю мужской вокал. Меня «учили» Джино Ванелли, Стиви Уандер, Том Джонс. Джаз-рок люблю, фанк-рок, фьюжн. Я отдаю предпочтение небольшим площадкам. Так людей видишь, устанавливаешь контакт. Это ближе джазовой природе.
Евгений ФЕДОРОВ, вокалист и бас-гитарист рок-группы TEQUILAJAZZZ:
— Джазмены не мыслят себя без цитат и так называемых стандартов. В рок-н-ролле — то же самое. В нашем последнем альбоме есть цитаты из Бориса Гребенщикова, Михаила Науменко, Боба Дилана, Владимира Набокова, Александра Пушкина и цитаты из самих себя. У нас есть завершенная трилогия, которая повествует о бытии одного отдельно взятого персонажа в городских условиях, а именно — в Петербурге конца 1990-х — начала 2000-х годов: «Целлулоид», «150 миллиардов шагов» и «Выше осени». Мы думали, этот период закончился, но, когда стали писать «Журнал», обнаружилось, что эта трилогия вырастает в тетралогию. А четвертый альбом является не четвертым «томом», а тоненькой тетрадкой с обширными комментариями к предыдущим трем. Подобно тому, как устроено набоковское «Бледное пламя»: вступление, некая поэма и обширные комментарии к поэме, которая, собственно, и является романом. Мы, конечно, не претендуем на такое сравнение, но конструкция всего нашего «сочинения» примерно такая же. Тур «Журнал живого» начнется в ноябре в Германии, затем продолжится в США и Канаде. Мы будем снимать и записывать концерты (на виниле будет выпущена пластинка, которая включает только новые песни, не записанные даже в «Журнал живого». Плюс — будет DVD).
Кортни ПАЙН, джаз-музыкант:
— Джаз — это прошлое, настоящее и будущее. Он объединяет людей разных языков, культур, религий. Для меня джаз — это, в первую очередь, объединение. На более простом уровне — это музыка импровизаций. Когда я путешествую, играю на разных фестивалях, у меня есть возможность увидеть музыкантов других культур, услышать их музыку. Такой опыт крайне важен, так как стараюсь все время учиться. Все стили музыки взаимосвязаны. Моя работа как музыканта — отыскать пересечения и передать их слушателям. Ныне в Великобритании джаз сейчас очень востребован. Есть много молодых и талантливых музыкантов. Люди хотят слышать эту музыку. Есть клубы, пишутся пластинки, существуют джаз-журналы, джазовые радиостанции (меньше, чем хотелось бы). Ныне 20-летние музыканты владеют техникой старых мастеров джазовой школы, но при этом не боятся говорить на языке своей родной культуры.