Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка скорби и надежды

4 октября, 2001 - 00:00

2 октября в Национальной филармонии Украины прошел вечер Посольств Израиля и Германии, посвященный трагедии Бабьего Яра.

— Наше посольство решило сделать несколько проектов в области культуры, связанные с этой печальной датой, — сказала Посол государства Израиль Анна Азари. — Параллельно и независимо от нас немецкое посольство тоже собиралось провести концерт в эти дни. Мы объединились и получилась международная акция. Симфонический оркестр филармонии и дирижер Роман Кофман — из Украины, солист-альтист Райнер Мог — из Германии, «Реквием Холокост» написал израильский композитор Борис Пиговат, а симфония «Желтые звезды» — детище Исаака Шварца (Россия). «Scherzo triste» Павела Гааса, погибшего в 1944 году в Освенциме, можно назвать завещанием потомкам. Есть определенные события в нашей истории, которые забывать нельзя, среди них Бабий Яр и Холокост. Мы должны сделать все возможное, чтобы подобные трагедии не повторялись впредь.

Композитор Борис Пиговат не скрывал своего волнения, что мировая премьера его произведения состоялась именно в Киеве. В частности, он сказал о том, что когда писал «Реквием», то пережил огромную внутреннюю боль, которую попытался выплеснуть в музыке. Работа растянулась на полтора года и шла очень мучительно. К этому примешивались и его личные переживания, ведь в Бабьем Яру могила его родителей, а также сестры отца, убитых 29 сентября 1941 года. Свое сочинение он построил по традиционной структуре католической поминальной мессы. Ей соответствуют и Поминальная молитва, которая читается четыре раза в году по еврейской традиции. Поэтому «Реквием Холокост», с одной стороны, относится к общеевропейской традиции, а с другой, еврейской религиозной традиции. Композитор родом из Одессы, закончил Гнесинку. 11 лет тому назад репартировался в Израиль. За «Реквием» получил премию премьер-министра Израиля. Его произведения исполняются в Австралии, Венгрии, Италии, Германии, США, Франции. С маэстро Романом Кофманом они познакомились по телефону, обсуждая партитуры, а три дня назад Борис приехал в Киев и присутствовал на всех репетициях Симфонического оркестра филармонии Украины. Он высоко оценил мастерство наших музыкантов. «Очень важно, что они приняли мою музыку и тепло отнеслись к ней. Это чувствуется по их трепетному исполнению «Реквиема», — сказал композитор.

Посол Федеративной Республики Германии господин Дитмар Штюдеманн подчеркнул: —«Наш вечер показал, что мы хорошо понимаем друг друга и подобными акциями создаем прочный культурный мост, объединяющий народы разных стран. Ведь музыка безгранична, она понятна каждому и обладает огромной эмоциональной силой». В зале присутствовали представители многих государств. После концерта зрители подходили к дирижеру Роман Кофману со словами благодарности и чаще всего звучали слова «великолепно!», «это удивительная музыка, спасибо, что вы познакомили нас с ней».

— Трагическая тема — вечная в искусстве и мощная подпитка творчества композиторов, музыкантов, художников, — считает Роман Кофман. — Реквиему «Холокост» я предрекаю большое сценическое будущее. Сочинение Бориса Пиговата сложное, без вычурности, и, в то же время, простое без примитива, сердечное, искреннее — высокого класса. С композитором, оркестрантами, альтистом Райнером Могом мы были соавторами. Это дало прекрасный результат. Райнер — музыкант высочайшего класса. У него много титулов, я назову лишь один: он был первым альтистом оркестра «Берлинер Филгармоникер» под руководством Герберта фон Караяна, а это много значит. Мог — тонкий музыкант, очень творческий человек, виртуозно владеющий инструментом. Я думаю, что «Реквием» останется в его репертуаре, а в будущем мы еще поработаем вместе.

Мне очень приятно, что публика с огромным интересом приняла симфонию Исаака Шварца «Желтые звезды». Композитор написал это сочинение много лет тому назад, но в бывшем Советском Союзе оно не исполнялось. На этом вечере оно впервые прозвучало в Украине. Почерк Шварца узнаваем, но его больше знают как прекрасного мелодиста, написавшего музыку к более чем 110 фильмам и 35-ти драматическим спектаклям. Сотрудничал с такими выдающимися личностями как Ромм, Швейцер, Куросава, Окуджава, Товстоногов. Он академист, с прекрасной школой, знанием оркестра, обладает чудесным мелодическим даром. Его сочинения совершенно другого плана. На одну и ту же тему он говорит совершенно другим языком: очень демократичным, ясным и теплым. Свой концерт он написал под впечатлением от воспоминаний узницы Каунасского гетто. Это история празднования Пурима с веревкой на шее.

Здесь есть молитвы, танцы, а в финале — веселье узников перед расстрелом. Как признавался Исаак Шварц, одна из частей «звезд» — Поминальная молитва для него наполнена глубоким смыслом. Ведь его дед был раввином в Петербурге, а судьба репрессированного отца напоминает о судьбах пятидесяти тысяч евреев, спасенных шведским дипломатом Раулем Валленбергом. Кстати, фрагменты этой музыки находятся в музее Катастрофы «Яд ва — Шем».

По словам организаторов концерта, он должен напомнить всем, собравшимся в филармонии, о преследовании многих творцов, чьи произведения остались незавершенными из-за гибели или были незаслуженно забыты потомками.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ