Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыкальная «Смальта» – под стенами Софии

В выходные в Киеве прошел фестиваль украинской классики
8 сентября, 2015 - 10:53
ПОЕТ МУНИЦИПАЛЬНАЯ МУЖСКАЯ КАПЕЛЛА ИМЕНИ Л. РЕВУЦКОГО. АРТИСТЫ ИСПОЛНЯЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИРИЛЛА СТЕЦЕНКО, НИКОЛАЯ ЛЕОНТОВИЧА, ДМИТРИЯ БОРТНЯНСКОГО

Доносятся звуки «Щедрика» и колесной лиры. Под открытым небом готовится к выступлению мужской хор, а рядом с артистами бегают дети. Первый фестиваль украинской классической музыки «Смальта» состоялся на территории заповедника «София Киевская». Событие организовали команда национального заповедника и его опекунский совет при поддержке Шевченковской районной госадминистрации и общественной организации «Джойфест».

Мыкола Лысенко, Дмитро Бортнянский, Мыкола Леонтович, Кирило Стеценко, Рейнгольд Глиер, Михайло Вербицкий — в программе пестрая мозаика имен украинских композиторов XVIІ—XX веков. Их произведения сегодня «широко известны в узких кругах», и организаторы «Смальты» исправляют этот просчет. На фестивале коллективы из Киева и Черкасс исполняли украинскую классику для всех, кто пришел в заповедник. Также умельцы показывали исторические танцы и проводили разные мастер-классы. Синоптики обещали ливни, но в первый день «Смальты» с погодой повезло: солнечно и не жарко. В воскресенье все-таки шел дождь, и концерт перенесли в памятник архитектуры «Хлібня».

ФЕСТИВАЛЬ СОФИИ НЕ ПОВРЕДИТ

«В стране война, напряжение, страшный кризис, и это бьет по культуре. В таком сакральном и историческом месте как «София Киевская» должны возрождать умирающие культурные направления. Украинское классическое пение сегодня забывается. Если не будем популяризировать это направление, оно погибнет вовсе. Должны привлекать молодежь, чтобы училась такому, — говорит председатель общественного союза «Опекунский совет заповедника «София Киевская» Федор Зернецкий. — Политика руководства заповедника и нашего опекунского совета — объединять людей. Нет лучшего механизма для преодоления общечеловеческих конфликтов, чем классическое искусство».

«Смальта» не угрожает состоянию Софийского собора, акцентирует Федор Зернецкий. Фестиваль проходить не внутри памятника, а на территории заповедника. Сам собор охраняется и сохраняется. По словам Федора Зернецкого, здание отреставрировано, укреплено, и никаких угроз его состоянию в данный момент нет. Чему угрожает разрушение — так это колокольне, карнизы которой повреждают дожди. Но уже начались работы по восстановлению сооружения.

В канун фестиваля на территории заповедника провалился газон. «Я родился и вырос рядом с Софиею. В течение последних 40 лет здесь всегда что-то проваливалось, — комментирует Федор Зернецкий. — Под заповедником есть малоисследованная система пещер. До 1962 года советские исследователи делали здесь раскопки. Финансирование работ остановили в 1960-х годах, и все раскопки заморозили. Проходы, сделанные археологами, до сих пор проваливаются, особенно из-за сильных осадков. Тем более, рядом есть фитнес-центр «Софийский» с бассейном и подземным паркингом. Эти строения перекрывают естественное движение грунтовых вод. Уровень грунтовых вод поднимается, проходы подмокают, и земля проседает. Этот процесс мы не можем остановить. Я за то, чтобы в ближайшем будущем найти спонсоров и провести детальные раскопки пещер под заповедником. Думаю, нас ожидают сенсационные находки».

НА ЧЕМ ИГРАЛИ УКРАИНСКИЕ АРИСТОКРАТЫ?

Колесная лира, торбан, разные виды кобзы — эти аутентичные украинские инструменты сегодня немногие распознают. На фестивале «Смальта» мастер по изготовлению музыкальных инструментов Вадим Викснин представил свои работы, в частности, точную копию торбана, который принадлежал гетману Ивану Мазепе (оригинал исчез во время Второй мировой войны). «Этот инструмент все украинцы видят ежедневно, — показывает Вадим Викснин на копию мазепинского торбана. — Он нарисован на десяти гривнях. Но неправильно, с несколькими грубыми ошибками. Вообще, я видел два изображения торбана Мазепы, и на них — два разных инструмента, которые, впрочем, сделал один и тот же мастер. Допускаю, что у Мазепы была мастерская, где делали торбаны. Поскольку это был светский благородный инструмент, им могли награждать за особые достижения».


НА ФОТО — МАРИЯ ВИКСНИНА ИГРАЕТ НА ТОРБАНЕ. ВОЗМОЖНО, ОНА — ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ, КТО МОЖЕТ ИГРАТЬ НА ЭТОМ ИНСТРУМЕНТЕ В КЛАССИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ

Торбан — струнный щипковый инструмент, похожий на бандуру. Вадим Викснин рассказывает, что раньше он был очень популярным на территории Российской империи, но через некоторое время царская власть стала его уничтожать. «Торбан — это украинское барокко. То, что вырублено и забыто. У многих русских классиков — Толстого, Рылеева, Салтыкова-Щедрина — есть упоминания о торбане», — делится Вадим Викснин. Сейчас в Украине несколько людей играют на торбане, как на бандуре. В классической манере инструментом владеет разве что дочка мастера Мария Викснина.

«СТОЛЬКО МУЗЫКИ — ПОПРОБУЙ ПЕРЕПЕТЬ!»

Посетителей на фестивале было немного, но те, кто специально или случайно попал на событие, остались довольны. Открывала «Смальту» Муниципальная мужская капелла имени Л. Ревуцкого. Художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Курач убежден: «Любой фестиваль украинской классической музыки нам нужен. Здесь мы пели Стеценко, Леонтовича, Бортнянского. Это — украинская классика. Вот Россия считает, что Бортнянский их, а он — из Глухова. Россия считает, что Ведель — их, а он — из Глухова. Россия считает, что Березовский их, а он — из Глухова. Наследие, которое имеет Украина, не имеет никто. Еще у нас есть колядки, щедривки, веснянки, рекрутские и пасхальные песни. Столько всего — только попробуй перепеть!».

Организаторы «Смальты» планируют развивать свой замысел. Хотят, чтобы фестиваль охватывала живопись, иконопись, разные ремесла. Но нужна государственная поддержка. «Такие фестивали, как «Смальта», проходят по всему миру. И в Англии, Франции, Германии в государственный бюджет заложены финансы на подобные мероприятия, на сохранение культурных корней. У нас события, как этот фестиваль, устраиваются только за частные средства, и это ужасно, — рассуждает Федор Зернецкий. — Как нации нам сейчас нужна самоидентификация. Чтобы мы не только надевали вышиванки, но и знали свои песни, в том числе, классические. Потому что это — культура, прописанная в веках. С этим наше государство будет чувствовать себя равным существующим европейским культурам». Федор Зернецкий пообещал, что, возможно, весной проведут такой фестиваль во второй раз. А пока у нас есть время, лучше ознакомиться с созданными произведениями украинских композиторов и выбрать любимые произведения, чтобы с нетерпением ожидать следующий музыкальный праздник.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ