В Киево-Могилянской академии состоялся концерт клавесинной музыки.
В исполнении профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Светланы Шабалтиной прозвучали произведения для клавесина украинских и французских композиторов.
Необычность этой программы проявилась в чередовании отечественной и французской музыки, которое сделало концерт одновременно цельным и разнообразным. Помещение как нельзя лучше подходило для камерной и аристократичной программы: шкафы с книгами до самого потолка, атмосфера старейшего украинского ВУЗа, расположенного в одном из самых живописных районов Киева, дополняли чарующий аромат старины.
Несмотря на фантастическую популярность старинной музыки в Европе и во всём мире и на возрождение традиции аутентичного исполнения (то есть максимально приближенного к исторически достоверному), в Киеве такие концерты до сих пор — редкость. Двухмануальный (то есть с двумя клавиатурами) клавесин, на котором играет Светлана Шабалтина, изготовлен киевским мастером Дмитрием Титенко из материалов французского ателье Ducornet, которое занимается производством копий старинных инструментов.
Надо сказать, что долгое время общепринятым в официальном музыковедении было мнение о клавесине как о несовершенном предшественнике современного фортепиано. Однако бурный расцвет в последние несколько десятилетий традиции исполнения старинной музыки доказал, что клавесин — самостоятельный инструмент с неограниченными выразительными и виртуозными возможностями, неповторимый тембр которого ещё несколько веков назад вызвал к жизни колоссальный массив музыки высочайшего художественного уровня (думаю, даже неискушённому слушателю известны, например, Иоганна Себастьяна Баха или Георга Фридриха Генделя: а ведь они создали множество произведений для клавесина).
Публика могла не только насладиться полным очарования звучанием настоящего клавесина и своеобразием музыкального стиля Жана- Филиппа Рамо и Дмитрия Бортнянского, Антуана Форкере и других удивительных авторов. Благодаря ёмким комментариям конферансье Анны Гадецкой зрители сделали ещё и приятную экскурсию во времени, познакомившись с наиболее интересными фактами из творческой биографии композиторов-клавесинистов. Оригинальным и эффектным завершением вечера стало исполнение нескольких танцев из Львовской табулатуры: на сей раз клавесин звучал в сопровождении бубна (эту партию исполнила конферансье концерта — музыковед и журналист Анна Гадецкая). Публика не оставила Светлане Шабалтиной выбора: овации просто вынудили её играть на «бис» …