Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы раскрашиваем наши серые города»

Андрей Зоин (Захарко) является основателем и главой фестиваля «Республика», который проходит каждый год в Каменце-Подольском и объединяет современное уличное искусство в его самых важных жанрах
30 сентября, 2015 - 16:34
ФОТО C САЙТА UFEST.IN.UA

Андрей Зоин (Захарко) родился в 1973 г. в Каменце-Подольском, образование музыкальное, с 2000 проживал в Мадриде, в 2010-м вернулся в Украину. Является основателем и главой фестиваля «Республика», который проходит ежегодно в Каменце-Подольском и объединяет современное уличное искусство в его самых важных жанрах — музыке, рисунке (граффити, стрит-арт, муралы), поэзии, танце, видео.

Фестиваль проходит в нескольких локациях Каменца-Подольского: главная сцена — на территории Новой крепости в старой части города, дневная сцена и ярмарка — на Ратушной площади, художники рисуют в спальных районах. В среднем за три дня фестиваль посещает от 7 до 10 тысяч человек со всей Украины.

«ФЕСТИВАЛЬ «ЧЕРВОНА РУТА» БЫЛ МОЕЙ ШКОЛОЙ»

— Андрей, как вы, собственно, занялись настолько хлопотным делом?

— Первый опыт работы на фестивале у меня был в 1998—2000 годах в Киеве. Я работал менеджером стилистики «Червоной Руты-99». Были трудные, но интересные времена. Приходилось делать все: от сбора средств до поиска стиля исполнителей. Кстати, я считаю, что «Червона Рута» 1997 и 1999 годов была и остается лучшим фестивалем Украины — как по идее, концепции, команде, так и по обратной реакции. Для меня лично это была еще и школа, и к тому же именно тогда начало вызревать желание устроить фестиваль с мощным социальным контекстом в маленьком городе. Вернувшись в Украину, воодушевился, нашел команду и создал фестиваль «Республика» в Каменце-Подольском.

«ВСЕ, ЧТО ЗАРАБАТЫВАЕТ «РЕСПУБЛИКА», ТРАТИТСЯ НА НУЖНЫЕ ДЛЯ ГОРОДА ПРОЕКТЫ»

— В чем специфика «Республики», чем фестиваль отличается от других подобных мероприятий в Украине?

— На наш взгляд, он уникален не только в Украине, но и во всем мире. Я, например, пока еще не нашел аналогов, хотя не исключаю существования чего-то подобного в Латинской Америке. «Республика» — абсолютно автономный механизм, который не зависит от внешнего финансирования (имею в виду политические партии, крупный бизнес, городской бюджет или богатого владельца).

— На что же вы существуете?

— На деньги от проданных билетов плюс собственные средства активистов. Все, что фестиваль зарабатывает, тратится на нужные для города проекты. Иначе говоря, мы сами решили развивать город, в котором нам бы хотелось жить, а фестиваль финансирует наши микропроекты. Так, четыре года мы занимались стрит-артом в спальных и депрессивных районах, создали 40 больших рисунков, впервые в Украине попав в проект Google Art Project; запустили новый туристический маршрут для пешеходного и велотуризма, привели толпы туристов в такие районы, где их никогда не видели. На сегодняшний день имеем много инициатив и за пределами Каменца-Подольского.

«ВАЖНЫЙ ФАКТОР — ЭТО ОТСУТСТВИЕ РАМОК»

— Недавно проходил очередной фестиваль. Вы довольны его результатами?

— В этом году была юбилейная, пятая «Республика», потому мы сделали пять разных по направлениям сцен. Участие в нем приняли более 60 исполнителей. В этом году мы решили вернуться к малым и быстрым (от пяти минут до часа на исполнение) рисункам в городском пространстве, чтобы спасти стрит-арт от превращения в «рисунок на заказ» и предоставить возможность рисовать разным художникам — как известным, так и молодым, как с разрешениями, так и без — ведь нам не очень нравится ситуация, сложившаяся последние три-четыре года с мурализмом в Украине. Также наши последние проекты связаны с рисунками в местах, где встреча с искусством неожиданна и потому становится «магической». Мы выезжаем и рисуем в селах, маленьких городах и на заброшенных зданиях.

— Как вы сотрудничаете с художниками? На каких принципах? Чем заинтересовываете: деньги, социальная миссия, свобода самовыражения, что-то другое?

— По-разному. Мы были первыми, кто предоставлял просто фантастические условия — большие стены (5—9 этажей), баллоны краски «Монтана», гидравлические подъемники. Второй фактор — это отсутствие рамок, то есть отсутствие совкового подхода, когда художнику дают тематику наподобие «Мой волшебный город Х!». Также мы поощряем социальные, протестные граффити, чем привлекаем еще одну прослойку уличных художников.


ФОТО C САЙТА UFEST.IN.UA

— Значит, тематика — всегда свободный выбор автора?

— На первых фестивалях мы пытались как-то привязываться рисунками к городу. Впоследствии отошли от этой практики. Если стиль художника нам нравится, мы ему предлагаем участие в фестивале. Конечно, мы учитываем, где именно ему рисовать: на доме, в котором живут люди, или на стене недействующего завода. Зависит от многих факторов.

— Какими муралами вы гордитесь особенно?

— Довольно сложный вопрос... Есть муралы, которые на 100% нравятся всем, кто их видит, а есть такие, которые на 100% нравятся мне. Поэтому лично могу выделить две работы: это «Сеятель снов» донецких художников «Добрі люди» и «Цвета для людей, а не для флагов», которую в этом году создал аргентинец Хорхе Помар (псевдо — AMOR). Но также мне очень нравятся мелкие работы, которые создаются разными художниками в разных уголках города. Иногда я натыкаюсь на них впервые через пять-шесть месяцев после фестиваля.

— С какими стрит-артистами вы хотели бы повторить сотрудничество? Кого мечтаете пригласить к себе?

— Конечно, нам бы очень хотелось еще раз поработать с поляками из ETAM CREW, с «Добрими людьми», с австралийкой VEXTA. А из тех, с кем еще не работали, то очень интересно было бы привлечь наши «Інтересні казки» и Майю Хаюк из Канады.

«СОБИРАЕМ ВМЕСТЕ ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ ДЕТОНИРОВАТЬ»

— Получается, стрит-арт преобладает над остальными жанрами?

— На сегодня мы начали также делать проекты, не связанные со стрит-артом, но близкие к уличной культуре, к городскому пространству.

— Как это выглядит?

— Превращаем запущенные дворы в арт-площадки, издаем сборники стихов беспризорных, занимаемся экологией. Все, что может детонировать, всю креативность молодежи хотим собрать вместе, показать, что при любых обстоятельствах и в любых условиях нужно заниматься пропагандированием и созданием культурных событий и проектов.

— Не думали ли вы перенести часть вашей активности в другой город, расширить свою географию?

— Мы, начиная с первого фестиваля, постоянно привозим музыкантов и художников с востока и из Крыма (Севастополь, Луганск, Донецк, Горловка, Краматорск, Старобельск). Наши рисунки есть в Киеве, Хмельницком, в селах на Бакоте, сейчас еще появятся в Тернополе и Ивано-Франковске.

«ДАВАЙ, МАРУСЯ, НЕ БОЙСЯ, ЛЕЗЬ!»

— Как вы регулируете вопрос с росписями тех или иных стен? Бывают ли конфликты с властями и с местными громадами?

— Это очень интересный вопрос. На первом фестивале мы пытались решать все по закону. Рисовали кучу эскизов, оббивали пороги архитекторов, но все, что слышали: «Ваши рисунки для сумасшедших, а здесь нужно рисовать каравай, синее небо или коня под калиной». Тогда мы решили, что это наш город и нам лучше знать, каким он должен быть, поэтому сейчас спрашиваем разрешения только у жильцов домов или у владельцев помещений. Власти и ЖКХ также нас поддерживают, а к архитектору мы уже не ходим, хотя в каждом городе по-разному. Но проблем пока что не было. Люди, проживающие в домах, даже уже защищают рисунки и чистят их от тэгов (быстро написанные инициалы стихийных граффитистов-вандалов, часто поверх более интересных рисунков. — Д.Д.). Много предложений от жильцов соседних с рисунками домов.

— Взаимодействуя с таким количеством людей, невозможно обойтись без странных или забавных ситуаций. Не вспомните что-нибудь подобное?

— Однажды у гидравлического подъемника закончился бензин, и художник остался в корзине на уровне пятого этажа, а поскольку это было воскресенье, плюс мы долго не могли найти железную канистру (в пластиковую не наливали), то бедняга просидел наверху больше часа. В другой раз мы помогли бабушке, которая забыла ключи от квартиры, и подсадили ее люлькой на четвертый этаж в окно. На это сбежались смотреть все соседи и поддерживали ее криками «Давай, Маруся, давай, не бойся, лезь!», то есть как раз и состоялся процесс «привлечения общественности». Еще помню дедушку, к которому в окно мы подключали проектор и потом поднимали ему туда же продукты, отблагодарив за помощь, а он спросил, не можем ли дорисовать где-то на мурале его жену, умершую семь лет назад. Очень много разных случаев происходит интересных.

«СЧАСТЬЕ В СРОДНОМ ТРУДЕ»

— Крупные арт-события в Украине — это в основном монополия Киева. Насколько сложно это в Каменце?

— Как раз одной из задач фестиваля было создание качественного культурного продукта на периферии, то есть децентрализация культуры. Не могу сказать, что это слишком трудно. Возможно, нам повезло, было понимание властей, поэтому получали нужные разрешения и содействие. Остальное уже зависело от наших мозгов и трудолюбия.

— Боюсь спросить о вашем рабочем расписании.

— Я абсолютно честно скажу, что работаю над фестивалем 365 дней в году, с 9 утра до полуночи без выходных.

— И как удается не сгореть на такой работе?

— Как говорил Сковорода: «Счастье в сродном труде». Когда-то давно я прочел это и с тех пор делаю только то, что мне нравится, возможно, потому оно и удается, и именно поэтому могу назвать себя счастливым человеком.

— Напоследок: почему стрит-арт нужен Украине?

— Украине сегодня нужно много чего, много культурных начинаний. Стрит-арт, безусловно, есть в этом списке, и я сейчас скажу почему. Прожив 10 лет в яркой и цветной Испании, я ощущаю нехватку цветов и красивой архитектуры на наших улицах. Но если с архитектурой уже ничего не поделаешь, то прибавить цвета мы можем. Наша жизнь состоит из картинок, которые мы видим ежедневно. Если ребенок, который ходит 11 лет в школу по одной и той же дороге среди серых блочных многоэтажек, однажды увидит вместо них яркие картины, представьте себе, насколько изменится его мировосприятие. Благодаря стрит-арту мы раскрашиваем наши серые города. К тому же нужно ломать рамки, в которые нас загоняли долгое время. Стрит-арт — это свободное, городское искусство, это оставленные художниками на улицах послания, дополняющие визуальную культуру современного города. Поэтому усть их будет больше.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ