Игры, в которые играют люди...
Так называется один из трудов известного психолога с мировым именем Эрика Берна. Речь идет об играх, которые придумывают себе люди и которые, в свою очередь, обуславливают их поведение, социальные роли и статусы, влияют на всю их сознательную жизнь.
К такого рода играм, на мой взгляд, относится и «Игра в «Динамо». Точнее, феномен футбольного клуба, о котором в 12-серийном документальном проекте канала «1+1» и повествует Сергей Долбилов. Прославленный украинский спортивный брэнд рассматривается в сериале не только в контексте футбольных достижений, но и в широком общественно- политическом ракурсе как неотъемлемый элемент Большой Игры.
«Игра» получилась многоплановой. Футбольный мячик «Динамо» пролетел над головами многих людей — спортсменов, тренеров, болельщиков, функционеров и фанатов. И в истории нашей страны он забил не один великолепный гол.
Авторам проекта удалось через историю футбольного клуба рассказать об истории государства. Этот спортивно-исторический сериал было интересно смотреть людям разного возраста, пола и социальных званий. При этом даже женская аудитория канала «1+1» не осталась равнодушной к «Игре в «Динамо». Сужу по себе. Ибо у каждого из нас — своя игра, но одна страна, и то, что в ней и с ней происходит, касается всех нас, ее граждан, ее зрителей — телевизионных, футбольных и политических современников-созерцателей. Феномен и клуба «Динамо», и «Игры в «Динамо», по-моему, заключается в том, что футбольная игра, как никакая иная массовая акция (по крайней мере, в нашей стране), не способна так объединить и сплотить людей, ввести их в экстаз, заставить переживать бурю эмоций, вывести из состояния покойного безразличия. Как на стадионе, так и по телевизору…
И я люблю «Динамо»!
В последнее время стало «модным» поругивать главного тренера динамовцев и сборной Валерия Лобановского. К сожалению, не избежали этого соблазна и авторы документального телесериала «Игра в «Динамо» (режиссер и ведущий Сергей Долбилов, канал «1+1»). Помните, как у Владимира Высоцкого: «...комментатор из своей кабины кроет нас для красного словца...». Именно так, «для красного словца», комментатор НТВ-плюс Владимир Маслаченко высказывает, по-моему, абсурдные претензии к знаменитому тренеру.
Впрочем, устами других участников фильма сказано так много хорошего о яркой и сложной жизни Лобановского в футболе, что реплика московского комментатора после просмотра и вовсе забывается. А остается чувство благодарности создателям сериала за взволнованный рассказ о замечательной киевской команде «Динамо», которая, нарушив гегемонию московских клубов, впервые завоевала в 1961 году золотые медали первенства СССР. И с тех пор усилиями нескольких поколений футболистов, тренеров, функционеров на протяжении 30-ти лет была одной из сильнейших в Союзе, а в последние 10 лет является флагманом футбола независимой Украины.
Конечно же, запечатлеть, пусть и в 12-серийном фильме, историю «Динамо» за последние сорок лет архисложно. Но авторы, по-моему, с честью справились с этой задачей. Кропотливый подбор кинохроники прошлых лет и особое умение «разговорить» собеседника дали им возможность не только отразить наиболее значительные вехи в истории команды, но и рассказать о судьбах некоторых наиболее известных футболистов и тренеров, каких-то чертах их характеров, поведать о неизвестных «закулисных» событиях...
Думаю, для зрителей стало настоящим откровением утверждение Леонида Буряка, что самый результативный игрок советского футбола Олег Блохин во время матчей был отъявленным эгоистом, ужасно переживавшим, когда мячи забивал не он, а его партнеры. Возможно, поэтому он и забил больше всех...
...Интересен и рассказ бывшего секретаря ЦК КПУ Якова Погребняка о претензиях некоторых членов Политбюро ЦК КПСС по поводу всегда бескомпромиссной игры динамовцев против московского «Спартака» и по поводу «вреда» (как они считали), нанесенного Лобановским советскому футболу...
...Как всегда убедителен в своих рассуждениях самый страстный инициатор возрождения «Динамо» в 90-е годы, а сейчас почетный президент клуба и президент ФФУ Григорий Суркис так много делающий для становления украинского футбола. Причем, убедителен Суркис не только тогда, когда говорит о вещах приятных — (возвращение Лобановского в клуб или признание «Динамо» в футбольной Европе), — но и когда говорит о драматической для клуба «истории с шубами»...
Так же, как герои и зрители их фильма, убедительны в своей постоянной любви к «Динамо» и авторы киноповествования. Думаю, не погрешу против истины, если предположу, что премьерный показ сериала «Игра в «Динамо» способствовал аншлагу на НСК «Олимпийский» во время матча плей- офф Украина — Германия.
И я люблю «Динамо»!