Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«На майдані, коло церкви, революція іде...»

12 января, 2005 - 20:31
«БАЛАКАЮЧА КАРТИНА» РОМАНА БОНДАРЧУКА И МАРИНЫ ЛЕГЧИЛИНОЙ И ВОСКРЕСШИЙ ДУХ «КРОКОДИЛА» / ФОТО АВТОРА

Художественная выставка молодых художников, которую недавно представлял Центр современного искусства при НаУКМА, имела довольно-таки танцевально-энергетическое название Р.Э.П., что значит революционное экспериментальное пространство.

Во время протестов на Майдане Независимости ЦСИ предложил группе молодых художников использовать галерею и технические ресурсы Центра как экспериментальную площадку, где они могли бы общаться и вместе работать. Именно отсюда, как с главного изобразительного штаба, несли художники плакаты, сатирические комиксы и другие произведения на Крещатик или неподалеку от дома Кабинета Министров для «поддержки революционного духа», как вспоминали художники.

Впоследствии в экспозиции появились и сугубо художественные произведения, где воплощались более обобщенные впечатления, однако еще нет такой временной дистанции, чтобы среагировать на события рефлексивно или достаточно аналитически.

«Это не фиксация событий революции, агитационных мелочей, а фиксация способа существования общества во время экстремальных событий»; «Эксперимент заключался в сосуществовании многих творческих процессов в конкретном пространстве в течение конкретного времени. Революция дала толчок выходу художественной экспрессии, возникла возможность сломать привычный угол зрения и найти идеологическую и формальную базу для существования новой группы художников», — говорили авторы.

А их собралось немало из разных городов Украины. Львовский студент Владимир Кузнецов, кажется, проявил себя во всех жанрах, которые только имеются ныне в contemporary art. На его видео двигаются механические игрушки, которые под аккомпанемент веселой гармошки все-таки навевают серьезные мысли, действительно ли так же управляемы люди. Технологичность как бездуховный принцип, распространяющийся в политике, тревожит многих художников. «Балакаюча картина» (Роман Бодарчук и Марина Легчилина) — живопись-инсталляция, где словно увеличенный газетный снимок сияющего популистской искренностью мужчины, в мигании лампочек ведет диалог, хорошо известный в СМИ, о фальсификации избирательных голосов.

Живопись Жанны Кадыровой также активно использует приемы из других современных средств изображения, как то комиксов, плакатов и тому подобное, расширяя традиционные представления об искусстве и возбуждая общественное мнение. Дидактически-навязчивый прием композиции «Рис.1, Рис.2», которая словно учит грязной политике, несмотря на внешнее спокойствие, вызывает немало бурных эмоций. Так же контрастно воспринимаются и серии схематических разъяснений к выполнению физических упражнений Никиты Кадана, который не поленился написать их на грузинском языке, на удивление красивый орнамент которого воспринимается как дружеское приветствие (рисунки тушью на оранжевой бумаге).

Человеческое существование в экстремальных революционных условиях, черты необычного в это время быта в значительной степени привлекли внимание молодых художников. Тут и ода теплым валенкам (граффити-инсталляция Марины Макухи), и целый зал, с дизайнерским мастерством заполненный рулонами матрасов, дополненный сюжетной живописью на таких же развернутых матрасах (Александр Семенов, Киев). Свадьбы на Майдане, известные своей скоростью, Ксения Гнилицкая оригинально сравнила с «Мивиной», вермишелью, которую готовят за 3 минуты, удачно использовав знаки потребительских этикеток с живописью на полотне. А то, как можно было представить в палатке свадебную ночь, воссоздал в динамично-световой инсталляции Владимир Кузнецов, где движутся натуралистически вылепленные фигурки в романтическом мигании новогодней гирлянды.

Образ нового гражданина у многих художников выдержан в оранжевой гамме, которая напоминает сияние теплого костра в противоборстве с тьмой ночи, как у Ярослава Коломийчука, Олеси Хоменко (Киев), Дмитрия Бугайчука (Житомир). Однако портрет Януковича (кисти Сергея Серого из Тернополя) и вся «яйцеподобная» тема в теплую гамму никак не вписывались и были выдержаны в холодно-голубых тонах, как и работа Виктора Харкевича «Бандитам — власть, народам — тюрьмы» (Киев).

Энергия, высвобожденная революцией, превратилась в многочисленные эстетически-гражданские акции, которые сложно было однозначно отнести к искусству или к непосредственной реакции на события. То, что художники создавали в залах галереи, можно было рядом наблюдать зрителям и воспринимать как перформанс.

Интересное действо устроили художники с группой глухонемых девушек. Они создали перформанс, где девушки, одев оранжевые перчатки, красноречиво беседовали своим языком жестов, демонстрируя при этом незаурядную природную экспрессию. Время от времени в залах звучала и революционная музыка, то есть громкие удары по знаменитым железным бочкам, кое-где с тихим дополнением народных инструментов. Что ж, художественная правда не всегда ласкает слух и глаз.

Елена ГОЛУБ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ