Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На весах разграничения

18 августа, 2004 - 19:58

«Исламский вопрос» с каждым днем приобретает все новые варианты — если не ответы, то, во всяком случае, интерпретации того, в каком направлении могут развиваться сценарии событий. Украинский читатель главным образом получает информацию через посредничество газет, журналов и телеканалов, т.е. — «бегущих строк» ежедневных новостей. Но есть уже и первые книжные «ласточки», хотя — пока что в жанре переводном.

Известный специалист по международным отношениям, директор Центра мусульманско-христианского взаимопонимания в Джорджтаунском университете, консультант госсекретаря США Джон Л. Эспозито еще 1999 году опубликовал фундаментальное исследование «Исламская угроза: миф или реальность?» В Америке оно выдержало уже три переиздания, к которым, соответственно, автор «дописывал» развесистые предисловия со все новыми моментами актуализации. В украинском издании, которое только летом появилось на полках книжных магазинов, львовская «Кальвария» решила предоставить все предисловия, по которым можно судить и об изменениях представлений автора, и о трансформации настроений общества. Прежде всего — американского, анализу ошибок которого в отношении к исламскому миру и посвящено фундаментальное исследование. Такой «обратный» отсчет отнюдь не вредит восприятию книги: исследуя исламское возрождение в ХХ веке, его лидеров, группировки и основные движения под достаточно критическим взглядом, Д. Эспозито сосредоточивается на раскрытии его внутренних противоречий. Он неоднократно отмечает, что западные аналитики делают одну и ту же ошибку, когда воспринимают т. н. «исламский фундаментализм» как монолитное и однозначно враждебное христианско-европейскому обществу явление. На отдельных (и многочисленных) примерах автор демонстрирует, что не проводя разграничительной линии между демократическими движениями, которые действуют в пределах политической системы различных исламских стран, и радикальными, насильническими революционерами Д. Еспозито считает, что «для многих мусульман исламское движение возрождения является социальным (скорее, чем политическим) движением, целью которого является создание общества, более ориентированного на ислам, но не обязательно создание исламского государства».

Складывается впечатление, что кроме огромного массива данных и солидной библиографии по вопросу, это осторожное утверждение, приведенное в книжке, можно взять за основу при наблюдениях за тем, как будут развиваться события в ближайшее время.

Иван ЦАРЮК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ