«Пингвин-МС» — так называется уникальная конструкция-велоковчег, изобретенная известным донецким путешественником Леонидом Микулой, который в нынешнем году намеревается отправиться на покорение Южного полюса Земли именно на своем изобретении.
На создание агрегата у 63-летнего Л. Микулы, который, кстати, в прежние годы прославился своими путешествиями на ходулях по Европе и восхождением на Говерлу, ушло почти два года. Зимнее же время для путешествия по Антарктиде выбрано неслучайно — когда в Украине зима, на шестом континенте как раз наступает короткое лето, благодаря чему покорителям полюса удастся избежать многих дополнительных сложностей. Впрочем, даже если непредвиденные трудности и возникнут в пути, защищать от них путешественников будет именно «Пингвин- МС», который специально сконструирован так, что совмещает в себе одновременно функции веломобиля, яхты, катера, механических саней и буера, а также может служить своеобразным холодильником для провизии и… жильем для экипажа.
1500 КМ ПО СНЕГУ И ВОДЕ
Кстати, посвящено изобретение знаменитому путешественнику — англичанину Роберту Скотту — храбрецу, который впервые в истории решил покорить полюс силовым методом, таща сани к самому сердцу Антарктиды и обратно. И тогда Р. Скотту удалось дойти до полюса, но обратно он не вернулся. Сегодня этот путешественник является для донецкого изобретателя настоящим кумиром, о чем и говорят последние две буквы в названии велоковчега — МС, что расшифровывается как «Посвящается Скотту». Впрочем, посвящение это прослеживается не только на словах, но и на деле: сам Л. Микула тоже предпочитает именно силовой метод преодоления препятствий, когда все зависит от выносливости человека и его психологической стойкости. И в своем приключении он рассчитывает на успех, хотя, конечно, не исключает и поражения. Говорит, что даже если побывать на Южном полюсе не удастся, самое главное — это предпринять попытку.
Покорять шестой континент Л. Микула отправится не один, в тандеме с известным грузинским путешественником Джумбером Лежавой (до этого уже дважды побывавшим в Антарктиде), достижения которого, кстати, занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
По предварительным данным, экспедиция должна занять около месяца. Впрочем, в том, чтобы преодолеть весь путь своевременно и уложиться в короткое антарктическое лето, путешественникам и призван помочь велоковчег, который умеет развивать скорость до 18 км в час, что позволит участникам экспедиции за одни сутки проходить более 400 км. Общая же длина маршрута предположительно составит более 1500 километров, причем следует отметить, что маршрут украинского веломобилиста будет на 400 км длиннее, чем маршрут, которым прошел его кумир Р. Скотт. Стартовать же экспедиция будет от английской полярной станции Халли на северо-западном побережье Антарктиды (запасной вариант — с аргентинской станции «Генерал Бельграно – IV»). При этом весь путь будет преодолен именно с использованием исключительно мускульной силы путешественников. Впрочем, в случае необходимости велоковчег может быть преобразован в яхту, для чего предусмотрены паруса, а также, если путешественникам посчастливится не попасть в шторм, — в катер, работающий как маленький катамаран. На воде, кстати, «Пингвин- МС» развивает скорость до 10 километров в час, что, конечно, чуть меньше, чем на суше, но тоже очень неплохо.
Кроме того, учитывая условия Антарктиды, путешественник также предусмотрел легкое превращение своего изобретения в настоящие сани, которые легко и быстро пойдут по снегу. Форма днища «Пингвина» разработана так, чтобы плавно скользить по льду и не проваливаться в рыхлый снег. А в качестве движущей силы опять-таки выступает сила самих путешественников. Впрочем, ускорить движение велоковчега сможет и попутный ветер.
ТЕПЛЫЕ СНЫ
Ночью же агрегат может быть удобно преобразован в достаточно уютное, хотя и немного тесное жилище: длина агрегата — чуть более двух метров, ширина — 1,3 метра. Полностью рассчитав все нюансы своего путешествия, они намерены взять в экспедицию лишь 30 – 40 килограммов пищи, хотя, конечно, для такого путешествия необходим в среднем 50-килограммовый запас.
Единственное, с чем предположительно могут возникнуть трудности у участников экспедиции, — это погодные условия. Безусловно, в то время, которое они выбрали для своего путешествия, антарктические морозы не так сильны, как зимой, — температура не опускается ниже —50 градусов по Цельсию. Однако же, для людей, привыкших к нашему климату, и такая температура чересчур низкая, к тому же единственным спасением от холода у путешественников будет лишь теплая одежда и… 15-миллиметровая толщина стен ковчега. Впрочем, Леонид Микула и Джумбер Лежава утверждают, что холодов не боятся. «Конструкция сделана из двухслойного стеклопластика, — объяснил Л.Микула во время презентации своего агрегата. — А между слоями пластика находится специальный утеплитель — очень прочный материал. Его будет достаточно, чтобы защитить экипаж от антарктического холода». Кроме того, по словам изобретателя, дополнительное утепление «Пингвина» будет осуществляться еще и за счет специального покрытия термозащитной краской, которая нанесена на каркас машины изнутри. Это ноу-хау, по словам Л. Микулы, совсем недавно было изобретено в Германии и представляет собой специальный состав, которым покрывают космические корабли и полярные вездеходы для того, чтобы частично удержать тепло внутри помещения. «Такая краска удерживает 8 – 45% тепла, в зависимости от того, насколько она плотно положена и насколько герметичен объект», — говорит путешественник, добавляя, что за счет этого ноу-хау даже в самые холодные дни в ходе антарктической экспедиции внутри «Пингвина» будет поддерживаться плюсовая температура.
АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
Первое, что планирует сделать грузинский путешественник, когда достигнет Южного полюса, — отжаться. В этом деле он — многократный чемпион мира, и за минуту может отжаться 135 раз, за 24 часа — более 44 тысяч.
И лишь после этого своеобразного обряда оба компаньона заложат в самом сердце Антарктиды капсулу с эмблемами Украины и Грузии. Это, кстати, не случайное решение: сама затея с экспедицией задумывалась прежде всего с одной-единственной целью — «поддержать позитивный имидж Украины, как государства, в котором живут смелые и талантливые люди».
Кроме того, помимо этой задачи у путешественников есть еще одна — доказать всем, что в жизни каждого человека, независимо от его возраста, должно быть место настоящим приключениям, действительно героическим поступкам, крепости духа и «множеству интересных идей для того, чтобы человек познал себя и показал это людям».