Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальная телекомпания Украины в партнерстве с газетой «День» представляют

15 августа, 2011 - 19:53
ЕКАТЕРИНА ТКАЧЕНКО. ФРАГМЕНТ РОСПИСИ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ / ФОТО С САЙТА ARTS.IN
ФОТО УНИАН

Напомним, что к 20-летию Независимости Украины Национальная телекомпания запустила два проекта — «20 років до мрії» и «Обличчя України». Короткие межпрограммные ролики, посвященные выдающимся историческим личностям, продолжают жизнь на страницах «Дня». Открыли проект Екатерина Билокур, Николай Амосов и Александр Довженко (см. «День» №142-143). Сегодня предлагаем вам вспомнить о Григории Сковороде и Вячеславе Чорновиле. Продолжение следует...

Григорий СКОВОРОДА: «Совість, як чистий кришталь»

«От бедных бедный родился, нужду подложил, нуждой покрылся». Эти слова очень точно характеризуют жизнь выдающегося украинского философа ХVІІІ века, просветителя, писателя, педагога, музыканта и певца Григория Савича Сковороды.

Родился он в декабре 1722 года в сотенном городке Чернухи Лубенского полка в небогатой казачьей семье.

В 16 лет Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию, где окончил классы пиитики, философии, риторики и богословия, овладел старо- и новогреческим, латинским, немецким, польским языками.

С 1742 по 1744 благодаря замечательному голосу и музыкальным способностям Григорий находился в составе придворной капеллы в Санкт-Петербурге.

В венгерский город Токай отправлялась комиссия во главе с генералом Вишневским. Молодого человека, который хорошо знал иностранные языки, церковные обычаи, имел музыкальные способности, включили в состав этой комиссии. За границей у Григория появилась возможность общаться с учеными из Австрии, Венгрии, Словакии.

Вернувшись из-за рубежа, Сковорода преподавал поэтику в Переяславской семинарии.

В 1759 — 1760 годах Сковорода преподавал поэтику в Харьковском гуманитарном коллегиуме, но из-за отказа уйти в монастырь, а затем получить высокий церковный сан его уволили. С тех пор он прекратил преподавательскую и любую служебную деятельность, путешествовал по Украине, сочиняя свои первые философские труды. Он решительно отказывался от всяких приглашений на церковные или светские должности. Даже Екатерине ІІ не удалось заманить его к царскому двору. «Я не покину родину. Мне моя свирель и овца дороже царского венца», — гордо заявил он.

Мыслитель поднял голос протеста против царей, духовных и светских феодалов. В произведениях «Всякому городу нрав і права», «Сон», «Розмова п’яти подорожніх про справжнє щастя» он ярко изображает их паразитический образ жизни.

Знаю, що смерть —
як коса замашна,
Навіть царя не обійде вона.
Байдуже смерті,
мужик то чи цар, —
Все пожере,
як солому пожар.
Хто ж бо зневажить
страшну її сталь?
Той, в кого совість,
як чистий кришталь...

«Совесть, как чистый хрусталь» стала краеугольным камнем морально-этических взглядов Сковороды, отраженных в его теории «сродности», или «родственного труда». Смысл ее заключается в том, что каждый человек должен работать, используя врожденный талант к определенному виду занятий. Если все будут так поступать, отмечал философ, то общество будет работать, как часы, колесики которого вращаются в разные стороны, но обеспечивают его нормальное течение.

Более четверти века — вплоть до самой смерти — путешествовал он по городам и селам Левобережной Украины, проповедуя свои идеи. Одежда его была простой, и на вид он ничем не отличался от других крестьян. Не употреблял мяса и рыбы. Спал не более четырех часов в сутки, просыпался до рассвета. Если позволяла погода, путешествовал пешком. Был всегда весел, бодр, воздержан, всем доволен, был любителем слова, почтителен к людям любого положения. Посещал больных, утешал печальных, делил последнее с убогими, выбирал и любил друзей по их сердцу, был набожным без суеверия. Но в его сумке неизменно лежали роскошно изданная Библия и флейта с мундштуком из слоновой кости.

В конце концов начали проявляться старость, болезни, и ходить становилось все труднее. Последний приют странствующий философ нашел в селе Пан-Ивановка, что под Харьковом. Там он 9 ноября 1794 года и умер. Согласно завещанию, Григория Сковороду похоронили на высоком холме на кладбище возле рощи. На могиле установили плиту с надписью: «Світ ловив мене, але не впіймав».

Вячеслав ЧОРНОВИЛ: «...я бы выбрал жизнь, которую прожил»

«Если бы меня спросили, сожалею ли я о том, как сложилась моя жизнь, о пятнадцатилетней отсидке, я бы ответил: ничуть... И если бы пришлось начинать все сначала и выбирать, я бы выбрал жизнь, которую прожил». Ярким доказательством искренности, незыблемости этих слов стали все победоносные поступки государственного деятеля, публициста и журналиста Вячеслава Максимовича Чорновила. Родился он 24 декабря 1937 года в селе Ерков Черкасской области в семье учителей. В 1960 году окончил факультет журналистики Киевского государственного университета имени Т. Шевченко. Работал на телевидении, радио, в редакциях газет, в частности «Молодая гвардия». Тогда же он стал одним из организаторов и активистов движения шестидесятников, которое противостояло тоталитарному режиму, выступало за возрождение Украины.

В 1965 году в кинотеатре «Украина» во время премьерного просмотра фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» он вместе с Иваном Дзюбой, Василием Стусом сообщил аудитории о тайных обысках и арестах среди интеллигенции Украины и Москвы. Беспорядки, возникшие в зале, были подавлены прибывшими сотрудниками КГБ. В апреле 1966 года, выступая во Львове в судебном процессе над своими единомышленниками братьями Горынь, он делает еще один мужественный шаг: как свидетель отказывается давать показания, поскольку заседание было закрытым, а значит — незаконным. За этот поступок Чорновила приговорили к трем месяцам принудительных работ.

Того же 1966 года он заключает сборник под названием «Горе от ума». Рукопись книги с согласия автора попала за границу. За это произведение автора удостоили Международной журналистской премии, а Львовский областной суд «наградил» его по-своему: тремя годами тюрьмы за антисоветскую деятельность. В 1969 году Чорновил по амнистии вышел на свободу и активно взялся за издание журнала «Украинский вестник». В январе 1972 года в Украине началась новая волна арестов диссидентов, на скамье подсудимых оказался и Чорновил. Дальше политика ждали 6 лет лагерей в Мордовии и Якутии и три года ссылки в Чаппанде, новое обвинение и новый арест. Лишь в 1985 году Чорновил возвращается в Украину, где застает «перестройку». Но он восстанавливает издание журнала «Украинский вестник», который вскоре получает статус официального печатного органа Украинского хельсинского союза. Выдающийся политик стоял у истоков созданного в сентябре 1989 года Народного руха Украины, который он возглавлял с декабря 1992 года.

В 1990—1992 годах Чорновил занимает должности председателя Львовского облсовета и облисполкома, пытаясь провести в области демократические преобразования. В 1991 году становится и до последнего своего дня работает народным депутатом Украины, занимает ряд руководящих должностей в различных парламентских комитетах, возглавляет фракцию НРУ. Во время президентской гонки 1991 года Чорновил баллотируется на высший государственный пост как представитель Народного Руха Украины. Тогда он занял второе место, получив более 23 процентов голосов избирателей. 25 марта 1999 года Вячеслав Максимович Чорновил трагически погиб в автомобильной катастрофе, загадочные обстоятельства которого расследуются до сих пор. Его самоотверженный труд на благо независимой Украины, его борьба за права и свободу украинского народа еще при жизни были отмечены орденом князя Ярослава Мудрого, Государственной премией Украины имени Тараса Шевченко. В 2000 году Вячеславу Чорноволу посмертно присвоено звание Героя Украины с присвоением ордена Государства.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ