Олег родился 31 мая 1965 года в Днепропетровске, учился в местном художественном училище (1980—1984), затем в Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры (1984—1990). Известность к нему пришла в 1988 году, после во многом сенсационной Всесоюзной выставки молодых художников в московском Манеже.
За 28 лет жизни, до трагической гибели в Киеве в 1993 году, Голосий успел удивить многих. Он рано проявил исключительный талант живописца, бесспорно, стал одним из лидеров новой волны в украинском искусстве (получившей также название «южнорусская волна» или «новые нежные»), сосредоточившейся вокруг знаменитого арт-сквота «Парижская коммуна» в Киеве.
Вот что пишет замдиректора по науке Днепропетровского художественного музея, искусствовед Людмила Тверская, лично знавшая художника: «Хотя говорить о периодичности искусства живописца, прожившего всего лишь 28 лет, очень сложно, однако водораздел, разделяющий две главные вехи его биографии, очевиден. Это 1980-е годы, время учебы в Днепропетровском художественном училище, когда он быстро становится лидером среди однокашников. Беспокойный, очень активный по натуре, открытый для общения, Олег обладал удивительной способностью покорять сердца окружающих».
У него было много друзей, которые его обожали. Даже преподаватели часто подпадали под магию его человеческого и творческого обаяния. Об этой особенности Голосия с теплотой и болью в сердце вспоминает его учитель, заслуженный деятель искусств Украины, Леонид Афанасьевич Антонюк: «Голосий всегда выделялся своим неуемным характером. Очень легко сходился с людьми, но дружил, в основном, со старшекурсниками, потому что был на голову выше своих сверстников. Он много читал, увлекался античной и библейской мифологиями. Рано начал задумываться о смысле жизни, о предназначении художника, о роли искусства в обществе. Он хотел многого и сразу. Поэтому спешил жить. Как у А.С. Пушкина: «... и жить торопится, и чувствовать спешит». Было ощущение, что на нем уже в те года лежала печать скорого конца...» (Аrt Ukraine, № 3 / 2011)
Картинам Голосия свойственно завораживающее сочетание поэтичности и, одновременно, метафизической, в некоторой мере леденящей, глубины. Он рисовал животных и людей в странных, подчас праздничных, но не вполне реалистических пейзажах и интерьерах, создавал истории, похожие на сновидения, и запечатлевал сны, превосходящие реальность. В его поколении он был самым одаренным — и уже в силу этого самым уязвимым. Не будет преувеличением сказать, что художника, равного по таланту, за последние четверть века в украинском актуальном искусстве так и не появилось.
Работа «Над айсбергами» важна по нескольким причинам. Это первая выставка Олега Голосия на его исторической родине, а также первая персональная экспозиция его живописи в Украине за последние восемь лет. Кроме того, здесь выставлены ранние холсты художника еще его ученического периода, плюс поздние работы из семейной коллекции, сохраненные матерью Олега, Майей Гавриловной Голосий («Фантастика», «Автопортрет», «Над айсбергами», «Мама», «Спящие в Гефсиманском саду») — всего 16 картин, доселе неизвестных широкой публике.
Выставка продлится до 14 июня. Картины не продаются.
В ближайших номерах «Дня» читайте развернутый отчет о выставке и о творчестве Олега Голосия в целом.