Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налог на разинь

28 февраля, 2001 - 00:00


Поскольку все цивилизованное человечество, а в частности и украинский народ, движется к построению потребительского общества, вполне логично, что одной из неотложных потребностей среднего обывателя является мотивированный выбор наилучших и наиболее престижных (а к тому же, еще и исторически обоснованных опытом человечества) развлечений среди тех, которые может предложить ему соответствующая индустрия.

К сожалению, выбор потребителя ограничен из-за плохой информированности в мире развлечений и он, как правило, ориентируется на ограниченный круг забав.

Однако, подойдя к проблеме комплексно, должны обратить внимание на то, что понятие «развлечения» не ограничивается только обычными формами отдыха.

Ведь «развлечения» включают: азартные игры (карты, бега), спорт, зрелища (кино, театр, цирк, шоу, показы мод и тому подобное), разнообразные хобби (коллекции антиквариата и ценных камней), искусство, кулинарию и т. п.

Одним словом, целый мир — не менее бессмысленный, чем мир делового человека.

Мир, который, соблазняя своими приманками, учит потребителя отличать настоящие забавы от грубых подделок, контрабанда которых компрометирует высокую идею искусства потребления.

***

Одной из излюбленных форм коллективного общения ярмарки стали во времена средневековья. Устраивались они при содействии монастырей в дни церковных праздников, за что монахи и получали немалые прибыли, облагая ярмарочную торговлю высоким налогом.

Чтобы собрать как можно больше разинь, во время ярмарок устраивались и зрелища фокусников, акробатов, дрессировщиков, ремесленников-любителей, камер-риторов, буффонады, марионеточные представления, выступления прыгунов, канатоходцев, танцоров, дрессированных обезьян, «операторов» (которые продавали настойки, мази и чудодейственные лекарства и, чтобы завоевать покупателей, нанимали безработных актеров, которые, в свою очередь, разыгрывали фарсы, способствовавшие сбору разинь вокруг мошенников и их товара).

***

На ярмарках рождались самые удивительные изобретения и обычаи:

— в Вене с 1382 года бега проституток и мужчин (победительница получала отрез бархата);

— в Париже — показ носорога и первая ярмарочная кофейня;

— в Англии — продажа женщин, которые надоели своим мужчинам («некоторые писатели, — глубокомысленно писала тогдашняя пресса, — видят в повышении цен на женщин признак развития цивилизации»); обычно муж приводил жену с бечевкой на шее на ярмарочную площадь, где продавался скот, привязывал ее и продавал в присутствии необходимого количества свидетелей тому, кто давал больше, чем другие (покупателями обычно были вдовцы или холостяки), и судебный чин устанавливал цену, которая редко превышала несколько шиллингов. После продажи женщина считалась законной женой того, кто ее приобрел;

— в Германии — «продажа девушек с аукциона» («наиболее ценная» присуждалась парню, который больше заплатил, и девушка становилась его партнершей по танцам на весь год или до храмового праздника);

— в Индии главным ярмарочным центром в августе — сентябре становится город Тарнетар, где устраивается ярмарка новобрачных в честь легендарной свадьбы Арджуни и Драупади;

— 1 августа отмечается праздник Lammas Day — «месса караваю», во время которого шотландцы и ирландцы устраивали ярмарки, на которых заключали временные, экзаменационные браки, продолжавшиеся в течение одного года и одного дня...

***

6 января по всей Украине начиналась Крещенская ярмарка, которая продолжалась 20 дней. Потом шли Троицкая, Духовная, Успенская, Покровская ярмарки, которые длились от 15 до 20 дней (таким образом, только в 1779 году в Харьковской губернии была проведена 271 ярмарка).

Ярмарки были едва ли не наиболее излюбленным событием и в однообразной жизни украинских крестьян. Задолго до утра крестьяне пешком или на повозках выбирались из сел и длинной чередой тянулись к месту ярмарки, где решив хозяйственные вопросы, развлекались. Здесь происходили встречи, знакомства, приглашения на храмовые праздники или семейные торжества. На ярмарках помещики зазывали крестьян на слободы (специальные поселения, освобожденные на некоторое время от уплаты налогов). Для этого они снаряжали своих людей пожитками и водкой, а те вбивали на торговой площади колья с табличкой, на которой были изложены условия и выгоды слободской жизни. Здесь же прилюдно сообщали о совершенных преступлениях, приметах воров и тому подобное. В Киеве во время контрактовых ярмарок весь город становился шумным и многолюдным. Ведь контракты были не только местом подписания соглашений, но и местом веселого досуга помещиков. Господа привозили с собой на контракты по несколько кадок золота и серебра; в магазинах платили безумные деньги за вещь, которая понравилась, отсчитывая продавцу столько, сколько тот просил. Контракты считались также и хорошей школой светскости — здесь устраивались браки, дела, проигрывались в карты имения, рекой лились вина. Во времена процветания контрактов на Контрактовой площади постоянно толпились господа, шляхта, купцы, чиновники, духовенство, ксендзы, офицеры, «балагуры», были слышны разные языки, рундуки были обклеены объявлениями об ароматной парфюмерии и красках, концертах, опере, водевилях, в балаганах показывались «ученые» звери, в кухмистерской Чока продавались анчоусы, фирма Норблин и бр. Вернер выставляла серебро, Морсикани — раскрашенные литографии, Миклашевский — фарфор, итальянцы — ценные картины и эстампы, у мясника был выставлен доморощенный Поттер, у табачника — экзотические турчанки, у цирюльника — сценка а ля Мирис, в трактирах игра в азартные игры, для приезжих был специальный «гостиный дом»...

***

На украинских ярмарках родились новые творческие жанры: вертеп; интермедии; раек — ярмарочная шкатулка с двумя круглыми отверстиями, в которых были увеличительные стеклышки, сквозь которые зрители рассматривали картинки, прикрепленные к деревянной вехе, вращающейся внутри ящика; балаган, репертуар которого состоял из примитивных пьес героического, сатирического и бытового характера, а также пантомим, интермедий, пения, танцев, выступлений силовых акробатов, факиров, дрессированных медведей, из демонстрации различных фокусов и из невероятных обещаний показать теленка с пятью головами, женщину- змею, девушку Марию, самую толстую в мире и тому подобное; в балаганах использовались декорационные эффекты, полеты, провалы, превращения, ползали гигантские змеи, оживали клумбы цветов, летали добрые и злые духи и обязательно использовались световые эффекты — восход и закат солнца, водопад, видение).

Григорий Квитка-Основьяненко писал о подобных зрелищах в повести «Ярмарка»: «...Сколько стоило матушкам и женам слов, ласк, убеждений склонить батенек и миленьких супругов, чтобы заставить их расстаться с четырьмя целковыми за ложу! Первым, т.е. матерям, благовиднее было упрашивать батенек: каждая, получая на день расходные деньги, приговаривала: «А еще же на этот проклятый театр!.. Семь с половиной часов вечера; театр наполняется. Экипажи один за другим тянутся к подъезду, на лестницах беготня; все приехавшие девицы спешат занять ложу, усесться и спокойно поглядывать на входящих в кресла, и не только поглядывать, но разглядывать, а которой фортуна поблагоприятствовала, так и переглядываться с сидящими в креслах. Музыка уже измучилась над третьею увертюрой и еще должна строиться к четвертой... Как ни велик был съезд, но из театра разъехались все без больших приключений...»

***

История ярмарочных развлечений — это приключенчески-бюрократическая хроника изобретательной борьбы творцов с абсолютистской бюрократией, а соответственно и законодательством. И фиксируется эта история в основном документе из истории искусств — полицейских протоколах:

— когда Французская комедия, получив от короля монопольное право на устройство представлений, повела борьбу против ярмарочного театра и в 1707 году достигла своей цели — ярмарочным театрам было запрещено использовать диалог, последние, сопротивляясь, выдумали пьесы-монологи, в которых монологи шли один за другим, причем когда один исполнитель появлялся на сцене, другой ее покидал;

— французская комедия снова пожаловалась королю, вследствие чего ярмарочным театрам было разрешено выставлять только пантомимно-акробатические зрелища и запрещено выставлять представления с живым словом, на что ярмарочные театры ответили новым жанром «пьес в надписях», которые разыгрывались с закрытым ртом: актер, выходя на сцену, доставал из кармана рулон бумаги, на котором была написана большими буквами его роль, после чего пантомимой разыгрывал то, о чем шла речь в тексте, иногда же, не произнося слов, актеры пели, что и дало толчок для рождения нового жанра — комической оперы;

— против ярмарочного театра восстала Королевская музыкальная академия — привилегированная оперная сцена, которая единственная имела право исполнять музыкальные произведения в Париже, однако и это не остановило актеров — оркестры стали исполнять популярные мелодии, в то время как актеры держали в руках тексты куплетов, а специально рассаженные в публике люди начинали распевать слова роли на известный мотив. Поскольку пели не на сцене, а в зрительном зале, полиция не имела оснований для вмешательства и запрещения представлений;

— пьесы, которые демонстрировались на сценах ярмарочных театров, отмечались непристойностью, однако именно это и собирало на них дворянство, которое эту самую непристойность критиковало, но — охотно заполняя ложи, увеличивало прибыли комедиантов...

***

Однако не только представления для разинь показывали во время ярмарок. Как пишет автор «Истории Русив»: «...правительство польское без всяких на то расследований и справок повелело гетману Павлюзе живьем содрать с головы кожу и набить ее гречневой половой, а старшинам его поснимать целиком головы и их вместе с чучелом гетманской головы отослать на позорище в города малороссийские. За сим повелением выставлены были головы те на сваях в Нежине, Батурине, Умани и Черкассах, а чучело гетманское — в Чигирине; а впоследствии сожжено всенародно во время ярмарок».

***

Но однажды количество ущемлений (в том числе и интеллигентского ворчания) превысило способность (или желание) ярмарочных театров приспосабливаться, они перестали существовать, а после чего и выплачивать налоги, оставив на память о себе только ряд новых жанров и произведений — преимущественно комедий (только «Сорочинских ярмарок» — опера, балет, оперетта — существует семь).

***

То чего же стоит та ярмарка?

«Если Господь заострит зрение и слух часового, тот увидит истину города и не станет противопоставлять лепет новорожденного плачу по мертвым, ярмарку — храму, веселый квартал — супружеской верности: все это вместе почувствует он как Город...» (Антуан де Сент- Экзюпери, «Цитадель»).

Илько ГЕДЗЬ, мастер бездельничанья
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ