Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Напиться из Вовковского источника ...

В Музее семьи Устияновичей на Львовщине прошли «юбилейные» встречи
18 октября, 2021 - 16:50

В Музее семьи Устияновичей в селе Вовков на Львовщине, состоялась встреча музейных работников, журналистов, творческой интеллигенции Львова и просто неравнодушных к музейному делу людей, где речь шла о 30-летии этого музея, о роли семьи священников Устияновичей в украинской культуре и о «вовковском сокровище», найденном в старом церковном сундуке....

НИКОЛАЮ УСТИЯНОВИЧУ - 210 ЛЕТ

А этой встрече предшествовала международная научная конференция «будителя нашего народного духа», посвященная двести десятой годовщине Николая Устияновича - украинского писателя, общественного деятеля, греко-католического священника, близкого приятеля Маркиана Шашкевича и участника кружка «Русская Троица». По этому случаю в село Вовков в двадцати километрах от Львова съехались ученые, которые рассказывали и обсуждали эти исторические фигуры и события. Своеобразным продолжением этой дискуссии стала конференция в поселке Славском на Львовщине, где отец Николай Устиянович тоже был священником.

Так что стоит немного больше приоткрыть роль этой фигуры для украинской культуры. Николай Устиянович происходил из семьи посадника города Николаева на Львовщине, учился на философском факультете Львовского университета, в греко-католической духовной семинарии, где и сошелся с Маркияном Шашкевичем и 14 октября 1836 г., когда Маркиян Шашкевич произнес свою историческую проповедь на украинском языке в соборе святого Юра, Николай Устиянович сделал то же самое в церкви святой Параскевы во Львове. Это было нечто неслыханное в то время, так как все проповеди в галицких церквях тогда делались на польском языке. Семинаристы подали ректору семинарии на утверждение свои проповеди на польском языке...

Литературной деятельностью Николай Устиянович занялся с 1836  года, был основателем и инициатором литературно-научного общества «Галицько-руська матиця»,  а в 1848 году - инициатором «Собора Русских Ученых». Центральным событием этого Собора была программная речь Николай Устияновича. И он, и Маркиян Шашкевич постоянно выступали за единство Галичины и Приднепровья. Они собственным жизненным примером защищали то наше единство с Великой Украиной и кириллическое правописание, и без них, без «Русской Троицы» неизвестно что было бы с правописанием в Галичине: тогда даже в научных кругах проходила серьезная дискуссия о том, что галицкий язык не является диалектом польского, были серьезные призывы перейти на латиницу, поэтому это серьезный посыл тем инициаторам латиницы, которые сейчас навязывают украинцам такое мнение.

Из литературного наследия Николай Устияович оставил произведения «Старий Єфрем», «Месть верховинця», «Страсний Четвер»,  сборник рассказов «Старий Єфрем для руського народу», сборник стихов (вышел во Львове в 1860 і 1913 годах. Самые известные из них –  «Верховино, світку ти наш», «Гей, браття опришки» – стали народными песнями.

Николай Устиянович был послом в Галицком Сейме, одним из соучредителей и руководителем «Просвещения». Как греко-католический священник был священником в селе Вовков, сейчас курортном поселке Славское на Львовщине и в городе Сучаве на Буковине, где в 1885 г. закончил свой жизненный путь. А для галицкой и всей украинской культуры оставил сына - Корнила Устияновича, известного художника, который родился в селе Вовков.

«НАПИШИ ЛУЧШЕГО МОИСЕЯ»

«Моисей» - одна из самых известных картин Корнила Устияновича, икона, которую можно и сейчас увидеть в львовской церкви Преображения Господня. Но поскольку он был одновременно и писателем, и публицистом, и общественным деятелем Галичины, то попытался написать и свое литературное произведение - поэму «Мойсей», которая очень не понравилась его близкому другу Ивану Франко. Тот его пух и прах раскритиковал, а рассерженный Корнелий сказал: «Так напиши лучше» ... Так родился шедевр Франко «Моисей».

... Художественное образование Корнелий Устиянович получил в Венской академии, работал в Вене, в Галичине и на Буковине. Лучше всего проявил себя в церковной монументальной живописи: написал иконы для более чем 50 церквей, 15 иконостасов, 11 стенописей, семь декоративных картин, самые известные из которых «Христос перед Пилатом», «Моисей» (обе хранятся в церкви Преображения во Львове), «Крещение Руси », «Владимир Великий», «Святая Ольга» (в церкви села Вестовая Кольского района на Ивано-Франковщине). Также он был хорошим портретистом: написал более сорока портретов известных деятелей Галичины и ряд картин на исторические темы: «Василько Теребовельский», «Шевченко в ссылке», «Летописец Нестор», «Плач Ярославны», «Казацкая битва», «Семен Палий...», «Отмена барщины» и другие.

В 1882-1883 годах Корнил Устиянович редактировал и иллюстрировал сатирико-юмористический журнал «Зеркало» и «Нове Зеркало» - его сатирические иллюстрации политического содержания высоко оценивал Иван Франко. Сохранились немногочисленные пейзажи Корнила Устияновича: «Колокольня», «Морской пейзаж», «Черное море», «Кавказский пейзаж», «Скит Манявский», «Пейзаж с крестом», «Закат», «Утро».

Как писатель впервые выступил в 1861 г. со стихами. Печатался на  родном языке в «Галичанині», «Слові», «Зорі», «Правді», «Ділі», «Основі», писал статьи о галицком искусстве. В 1870-х годах появились его первые исторические поэмы «Іскоростень», «Вадим», «Святослав Хоробрий» и драмы «Ярополк», «Олег Святославич, князь Овруцький». Обе были поставлены в театре «Руської Бесіди»  во Львове, в котором Николай Устиянович работал некоторое время сценографом. Наследие Николая Устияновича хранится преимущественно во Львовской галерее искусств.

МУЗЕЮ - 30 ЛЕТ!

В Вовкове по сей день сохранилась плебания (дом священника), в которой жили Устияновичи, поэтому не удивительно, что еще на заре нашей независимости здесь зашла речь о создании музея этой известной галицкой священнической семьи. Большим инициатором создания этого музея был известный украинский поэт и общественный деятель, светлой памяти Роман Лубкивский. Это было большое событие для маленького села. Когда совсем бедный на экспонаты музей стал настоящим музеем с воспроизведением интерьера того времени и многими экспонатами, научной работой и многими общественными инициативами. Постоянные экскурсии, различные мастер-классы, толоки с участием студентов из многих стран, различные встречи, научные конференции - это далеко не полный перечень того, что проходит в Музее семьи Устияновичей. В течение этих тридцати лет им руководит настоящая хранительница Наталья Смоляная (а как назовешь человека, который отдал этому делу тридцать лет своей жизни?). За эти годы музей был в разном подчинении, но сейчас, как это ни прискорбно, он переживает едва ли не худшие времена. После того как состоялась административная реформа, Музей передан на баланс местной громады села Сокольник, поэтому вместо четырех человек, которые работали до сих пор в музее, здесь оставили только полтора должностных оклада. Как быть с этим дальше - трудно сказать. Несмотря на все музей продолжает работать и строить планы на будущее. На последней научной конференции «Будитель нашего народного духа» было принято решение установить в Вовкове памятник Николаю Устияновичу.


КАРДИНАЛ ЛЮБАЧИВСКИЙ

НА ОТКРЫТИИ 30 л. назад. Р. ЛУБКИВСКИЙ

ЕЩЕ НЕМНОГО ДРЕВНОСТИ

Село Вовков очень интересно своим расположением: здесь делает большую петлю река Зубра, которая вытекает из Львова, образуя широкую пойменную долину. На этой петле, на холме, когда-то был древнерусский город Волоков. Поражает и центр Вовкова с его треугольным, еще "домагдебургским" рынком. Некоторым здешним домам уже лет двести. Расположены они по периметру рыночной площади и уже этим создают своеобразную оборонительную линию. В старой части бывшего города есть хорошо сохранившееся здание школы XIX века. Также сохранилось здание бывшего Народного дома. Словом, настоящий скансен - музей под открытым небом.

В Вовкове есть старая деревянная церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы 1720 г., построенная в традиционном Галицком стиле. Когда-то она была покрыта гонтом, затем перекрашена масляной краской, но сейчас Вовковская громада отреставрировала эту церковь, и она снова имеет свой первозданный вид. Именно во время этой реставрации, два года назад, в старом сундуке нашли церковные книги, и в одной из них - запись о смерти воинов Украинской Галицкой Армии, сделанная руками местного священника и военного капеллана. Эта запись является фактически единственным и уникальным документом того времени, который свидетельствует о смерти молодых галицких парней - воинов Украинской Галицкой Армии, которые пошли на Восток защищать Соборную Украину. Их всего сорок тысяч погибло - в боях и от тифа! А сколько ушло? На это также пытаются дать ответ в Музее семьи Устияновичей вместе с учеными Музея истории религии во Львове.

... Сюда стоит приезжать, познавать свое прошлое и черпать вдохновение в этой особой Вовковской ауре, где еще сохранилось много старых верб в долине Зубры и гнезд аистов, что свидетельствует о чистоте окружающей природы. А сейчас в Вовкове торжествует осень, сад Устияновичей в этом году удивляет богатейшим урожаем яблок и калины.

Иосиф Марухняк, фото автора
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ