26 октября в МЦКИ (бывший Октябрьский дворец) театральный центр «Инновация» покажет антрепризу «Любовь по системе Станиславского».
Спектакль поставил и сыграл одну из ролей (русского эмигранта) Михаил Козаков. По жанру это современный водевиль с элементами фарса и лирической комедии. Пьесу написала Роми Вальга (под этим псевдонимом выступает актриса, драматург и продюсер Инна Милорадова). Автор использует имена героев Достоевского и Чехова, но в своем контексте, пытаясь рассмешить публику шутками и прибаутками; лихо «проезжается» по Станиславскому, и по его знаменитой театральной системе перевоплощения актера на сцене. Сюжет незамысловат: три брата живут в Париже. Отец долго терпит их постоянную праздность, рассчитывается за огромные долги горе-деток, но однажды его терпение заканчивается. Он оглашает завещание и отправляет своих повес в Москву, чтобы сыновья выполнили его последнюю волю. И вот тут начинается настоящая битва за наследство. Кто из героев выиграет — зрители узнают, посмотрев постановку. В спектакле заняты: Михаил Козаков, Елена Шанина, Оскар Кучера, Андрей Рапопорт, Владимир Большов и Инна Милорадова.
О постановке мнения зрителей и критиков самые разные: от восторга до хулы. Одни удивляются, как мэтр театра и кино Козаков вообще взялся за «довольно посредственную пьеску», а другие отмечают, что «это, конечно, не шедевр, но поднять настроение публики сборная звезд сможет». Сам постановщик иронично-пафосно замечает, что «Любовь по системе Станиславского» — его «попытка возродить некогда популярный у публики жанр водевиля».
О жизни Михаила Михайловича можно снять захватывающий фильм. Очень рано зажглась его яркая актерская звезда. Он приобрел известность, снявшись у Ромма в фильме «Убийство на улице Данте», сразу став знаменитым. После этой картины Охлопков пригласил актера сыграть Гамлета. Но, несмотря на славу, голова у Козакова не закружилось.
— Это был всего лишь аванс, и я им воспользовался, — говорит актер. — К тому же, я вырос в такой среде... Мой отец, Михаил Козаков, был писателем. Его друзьями были Зощенко, Шварц, Эйхенбаум, Мариенгоф... Эти люди знали цену друг другу, но сами себя скорее недооценивали. Никто из них не пытался гениальничать, надувать щеки... А вообще успех — вещь хорошая. Все стремятся к успеху — не только актеры. Хотя что считать успехом? Успех у публики — это одно, и подчас он недорого стоит. Успех по гамбургскому счету — это другое, цена такого успеха бывает высока. Я понимаю, что я фигура известная. Но я себя не переоцениваю. Могу себя похвалить только за любовь к труду. Потому что без работы я — не человек. Работа — это мой спасательный круг...
Вживание в роль — это причудливый и странный процесс. Не всегда, к сожалению, получается. Но если получается, то роль иногда даже может влиять на тебя как на личность. У меня было много ролей, но самой любимой остается Гамлет. К нему я возвращался в разных вариантах. Не скажу, что это была моя самая удачная роль. Как говорил Пастернак, «поражение от победы ты сам не должен отличать». Потом я бы мог назвать дядюшку Адуева в «Обыкновенной истории» в «Современнике», потом Кочкарева в «Женитьбе» или Дон Жуана Мольера, Король Лир в «Моссовете». А в кино — пожалуй, «Вся королевская рать»...
У меня есть такое выражение: стоять на четырех лапах. Одна лапа — театр, где я играл всю жизнь, вторая лапа — режиссура (в основном телефильмы), третья лапа — эстрада (стихи), четвертая лапа — писание. И так случилось, что заниматься всем этим мне достаточно интересно. И когда одну лапу подстрелили, например, не дают денег на кино, тогда я иду на эстраду или в театр. Когда в театре нет интересной роли, начинаю что-то пописывать...
Михаил Козаков записал на DVD документальный фильм «Играем Шекспира», телеверсию спектакля «Дуэт для голоса и саксофона» по произведениям Иосифа Бродского, мюзикл «Джокер» по Сухово-Кобылину. Он отказался от собственной антрепризы («не было своего здания, а я не мог ставить чисто коммерческие вещи»); объехал полмира, читая стихи и играя спектакли. Одна из последних работ режиссера — телефильм «Очарование зла» о русской эмиграции 30-х годов прошлого столетия.
— Сегодня я ощущаю себя как 74-летний человек, который работает, пытается что-то делать, — признается М. Козаков. — Пытаюсь работать над новым сценарием, над новой программой по Бродскому, что-то пописываю. Понимаю, что время уходит, но пока есть силы, надо работать. А что еще в моем возрасте может быть интересным? Ну, читать книги, смотреть чужие спектакли, фильмы. Иногда посидеть с друзьями. Ну, дети, внуки, дом... Надо работать! Когда работаешь, уходят мысли о старости, о смерти, о бессмысленности жизни...
СПРАВКА «Дня»
Михаил Козаков родился 14 сентября 1934 года в Ленинграде, закончил школу-студию МХАТ. Его дебют в кино состоялся в роли Шарля Тибо в политической драме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Козаков снялся более чем в полусотне фильмов, среди которых «Человек-амфибия», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он играл в «Современнике», МХАТе, Ленкоме, в Театре на Малой Бронной. Среди режиссерских работ Козакова такие фильмы, как «Безымянная звезда», «Визит дамы», «Ужин в четыре руки», «Покровские ворота». В девяностые годы Козаков жил и работал в Израиле, но не прижился на чужбине и вернулся на родину. Пишет книги, играет в театре, читает стихи, снимает фильмы... Имеет пятерых детей и внуков.