Нервные импульсы шоппинга
Энцефалосцинтиграмма может предсказать ваш покупательский выбор… еще до того, как вы его сделаете.
После изучения мозговой деятельности людей, занимающихся шоппингом, американские исследователи могут точно предсказать: сделает клиент покупку или нет. Когда человек видит предмет, который ему хочется приобрести, сканирование показывает, что часть его мозга — прилежащее ядро — «электризуется», пишет gzt.ru. А в случае, если стоимость вещи слишком высока, усиливается активность островковой доли большого мозга, а активность медиального предлобного участка коры головного мозга снижается.
По словам профессора Брайана Натсона из Стэнфордского университета в Калифорнии, основываясь на данных о повышении и снижении активности этих областей мозга, можно с уверенностью сказать, какой выбор сделает человек еще до того, как он сам осознал, что принял то или иное решение.
Исследовательская группа Натсона проследила за поведением 26 здоровых молодых мужчин и женщин, каждый из которых получил по $20 «на расходы». Во время энцефалосцинтиграммы пациентам показывали наборы предметов — по 40 наименований товаров в каждом — и предлагали что-нибудь купить. Сначала на экране появлялось изображение предмета, а затем — его стоимость. Вещи, приобретенные добровольцами, действительно становились их собственностью, а если они отказывались сделать покупку, $20 оставались у них. Проанализировав активность в районах прилежащего ядра, островковой доли мозга и медиального предлобного участка коры головного мозга в тот момент, когда пациенты видели предмет, исследователи предсказывали — купят они его или нет. По мнению профессора Натсона, механизм, выявленный его группой, лежит в основе любого принимаемого нами решения, начиная c того, что заказать на обед и заканчивая сложными решениями о покупке ценных бумаг.
«Мы считаем, что деятельность перечисленных отделов головного мозга касается всех принимаемых человеком решений просто потому, что эти районы мозга очень древние, — сказал профессор Натсон агентству Reuters. — Вероятно, данные механизмы появились для того, чтобы обеспечить выживание человека», — отметил он.
В ближайшее время исследователи планируют изучить мозговую деятельность людей, чьи взаимоотношения с шоппингом складываются «патологическим» образом. Например, тех «людей, которые кажутся нечувствительными к ценам или, возможно, слишком чувствительными к привлекшим их внимание предметам».
Результаты исследования также объясняют, почему большинство из нас легче тратит деньги, расплачиваясь кредитной карточкой, а не наличными. «Абстрактная природа понятия «кредит», да еще и усиленная возможностью отсроченного платежа, вероятно «анестезирует» для покупателя болезненный процесс расставания с деньгами», — утверждают калифорнийские ученые в статье, опубликованной в журнале Neuron.
Ген алкоголизма
Исследователи идентифицировали генную вариацию, которая связана со стремлением человека к алкоголю. Это открытие позволит точнее определять потребителей алкоголя, входящих в группу риска, и выбирать для них методы лечения.
В экспериментах принимало участие 84 мужчины-добровольца, несущих исключительно «аллель А», и 24 мужчины, имеющих хотя бы одну копию «аллели G». Добровольцам предлагалось в течение 3 минут выпить простой воды и пива, после чего проводилась оценка тяги субъектов к алкоголю, степени эмоционального подъема, а также слюноотделения. Носители вариации G отличились сильно повышенной тягой, остальные же показатели совпадают с характеристиками носителей «аллели А». Кроме того, оказалось, что злополучные обладатели «аллели G» гораздо чаще имеют историю употребления наркотических веществ. По мнению исследователей, на которых ссылается Reuters и gzt.ru, мутация затрагивает структуру так называемого мю-опиоидного рецептора клеток, связывающего бета-эндорфин. Это вещество, называемое также «гормоном счастья», обладает обезболивающим действием и вырабатывается в человеческом мозге (в частности, при употреблении алкоголя и других стимуляторов). Ученые установили, что при наличии мутантного варианта гена или «аллели G» рецептор связывает бета-эндорфин более прочно, чем в случае более распространенной «аллели А». Хотя генетические предпосылки к развитию алкоголизма — далеко не новость в научном мире, очередное исследование поможет более конкретно выявить в человеческом организме «очаги», отвечающие за заболевание, и бороться с ним более успешно.