Атрибуты славного европейского прошлого Каменец-Подольского — в уникальном музее. В залах Ратуши, которая, как истолковывают справочники, была зданием для магистрата, органа местного самоуправления. Стало быть, воочию — живая гармония содержания и формы. Это и есть музей Магдебургского права и самоуправления.
На высокой стене Ратуши — старинные часы с колоколами. Пыль веков «лежит» на оригинале грамоты о том, что город получил Магдебургское право. «Вторым после Львова. В 1374 году произошло это незаурядное событие», — указывает на дату директор музея Людмила Станиславская. Итак — о том, как Каменец-Подольский жил в те далекие годы по полученному праву: «Были, видите, лава, рада, бургомистр, радецкое правительство, то есть вопросы решались коллегиально. Община выбирала своих представителей в орган власти». Оказывается, что выбирались по профессиональным признакам: «От ремесленников, от купцов, военных... Чего мы, к сожалению, не можем сказать о временах более поздних».
Тогдашние слуги народа, гласные, давали «Клятвенное обещание», что «... по делу, по которому спрошен буду, покажу самую сущую справедливость... лишнего не прибавляя ни для дружбы, ни для вражды, родства, подарков, страха ради, угроз и посул...». И — число, месяц, год, когда присягал на верность общине. Далее — подпись избранного гласным. Из глубин средневековья в наши дни «пришли» тысячи свидетельств прошлых эпох, стали музейными экспонатами, однако среди них — ни одного о факте нарушения этой клятвы. Далее выясняем, что во время тогдашних предвыборных кампаний черный пиар не применялся. Наверное, потому, что информационное пространство «упиралось» в одно- единственное — общественное мнение о том, кто «шел» в гласные. Еще, оказывается, не было кумовства, признака феодального общества. «Этого, к сожалению, не скажешь о наших днях», — присоединился к нашему разговору посетитель из Киева. Потом подробно рассказал, кто кому является кумом, кумой, братом, сватом, племянником или кем-то еще.
Однако «хранители веков» далеки от того, чтобы идеализировать и прошлые эпохи. «Имущественный ценз был для тех, кто шел в гласные», — обращает внимание на исторический документ научный сотрудник музея Анатолий Скрипник. Согласившись, что так было во всей Европе (Каменец-Подольский шагал в ногу со всем континентом), добавил, что на первом этаже Ратуши была судебная палата: «Случались некоторые правонарушения. Как везде и всегда».
Головной болью «отцов» города были дороги. Дождями размывало мостовую. «Пути сообщения» поглощали больше всего денег из городской казны. «А то как-то раз так перестарались, что расходы превысили прибыли. Получили замечание от налогоплательщиков: нужно держать баланс», — ссылаясь на документ, продолжает рассказывать о хлопотах далеких предков Анатолий Скрипник.
Купцы шли со своими караванами в Каменец-Подольский со всех концов, оставляли для истории только хорошие впечатления от «деловых визитов». «Как свидетельствует тогдашняя статистика, экспорт преобладал над импортом. 16 ремесленных цехов города изготавливали ювелирные украшения, одежду, обувь, оружие... Экспортировали все, однако преобладали алкогольные напитки... Сицинский в одной из своих работ колоритно рассказывает, как шел караван с рыбой. Каждый городок брал с этого каравана дань. Таможенный вопрос стоял остро и в средневековье», — говорит Анатолий Скрипник.
Купцы оставляли в Каменец- Подольском деньги. Поэтому логическим продолжением экспозиции стал раздел — «История денег». «Создавая концепцию музея, я попыталась дать посетителям информацию об Украине и отдельно взятом городе в ней в европейском контексте», — объясняет директор Людмила Станиславская.
«Особое внимание заслуживает изделие неизвестного славянского мастера — этот перстень. Удивительно тонкая, изысканная работа», — говорит Людмила Станиславская о «вещественном доказательстве» товарного взаимообмена в скифский период. После этого показывает найденные в этих местах археологами монеты со всего тогдашнего мира: «Вот самая древняя в этой коллекции. V век до нашей эры. Древняя Греция... Эта — аж из Аравийской пустыни...».
Пусть, мол, Европа снимет шляпу перед древним городом. Здесь, в Каменец-Подольском, — ее центр. Исторический. Культурный. «Когда иностранец только переступает порог музея, то на нем словно «написано» какое-то превосходство. Уходит из музея с другим выражением лица. Получает здесь пищу для размышлений и выводов . На исторических поворотах происходили разные метаморфозы», — говорит о своих наблюдениях директор музея.
Распорядители «нашли» объяснение происходившему во времени на этом живописном пространстве. В этом зале — партийные решения о руководстве советами народных депутатов. В этом — еще не забытые гражданами талоны на мыло, на спички, на дефицитную литературу за сданную макулатуру. Здесь же и купоно-карбованцы. ХХ век...
Конечно же, не забыли музейные распорядители и о местном самоуправлении в наши дни. Закономерно возникает вопрос: неужели Каменец-Подольский отправил свои европейские признаки в музей и на этом, как говорят, самоуспокоился? По этому поводу предлагаем читателям «Дня» мнения посетителей уникального музея.
Владимир КОЛЕСНИК , предприниматель:
— Вот говорим об единой европейской валюте. А она же, эта денежная единица, «ходила» еще в древнейшие времена — от Каменец-Подольского до Константинополя. Магдебургское право — это значительно позже. Мы еще не раскрыли все тайны Кармелюковой горы. Возможно, Каменец-Подольский назывался как-то иначе, но был, как сейчас говорят, интегрирован в мировую цивилизацию.
Что же имеем сейчас? Евро зарабатываются не товарами, как когда-то, а предприимчивыми представителями города, поднимающими чужие экономики. В Каменец-Подольском 38 предприятий «спят мертвым сном». Элита нации — в Португалии, Италии, Испании, Германии. Все трудолюбивые, умные — там. Пока они не вернутся домой из заработков, Каменец-Подольский не возродит славу европейского города.
Руслан ГОЛУБИЦКИЙ , глава ячейки «Студенческое братство»:
— По-видимому, Каменец- Подольский еще не является европейским городом. У многих молодых людей совсем не то мировоззрение. Для них жизнь ограничивается бутылкой пива и дискотекой. Они не задумываются над тем, что такое — украинский язык, Каменец. Не уважают свою историю. Это — печальное наследие эпохи коммунизма, событий 90-х годов. Тогда наши родители не думали о святых вещах. У них была одна забота — что-то заработать, накормить своих детей. В городе все куплено и продано. Начиная от наименьшего училища, заканчивая вузом. Коррумпированы и все остальные сферы жизнедеятельности. Но постепенно сознание меняется.
Валерий КЛИМЕНКО , заведующий организационно- контрольным отделом горисполкома:
— За последние годы сумма зарубежных инвестиций в город выросла почти в 2,8 раза. Основные инвесторы — из Германии, Италии, Кипра, США. Вкладывают преимущественно в пищевую отрасль, в строительство, транспорт, машиностроение. В новом тысячелетии приток туристов в Каменец-Подольский увеличился почти в 2,5 раза. Сегодня город является привлекательной туристической рекреационной зоной с уникальным комплексом исторических сооружений: одних только памятников истории и культуры — 170. Поэтому на инвестиционную ярмарку, состоявшуюся в мае, было выставлено пять предложений по вопросам расширения туристической инфраструктуры. Каменец-Подольский возвращается в Европу.