Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не нужен нам берег турецкий

Экстрим можно найти и на Ворскле
4 сентября, 2002 - 00:00

Уже не первый год летом группа энтузиастов отправляется в поход по городам и весям Украины. Да не просто так, а на байдарках — судёнышках хлипких и с характером. К таким надо привыкнуть. А уж коли получается, то не страшны никакие препятствия. Ни пороги, ни завалы, ни ветки, которые, как океанские айсберги, вполне могут протаранить корпус. В этом году костяк команды, куда входят туристы с 20 — 30-летним стажем, решил отправиться в путешествие по Ворскле. К опытным байдарочникам примкнули их друзья, жёны и дети. Но субординацию соблюдали. Самому старшему и опытному присвоили почётное звание «Адмирал», его помощнику — «Вице-адмирал». А всего в туристическую группу вошло 20 человек. Сама специфика такого мероприятия подразумевает скорее активный отдых, чем спорт. Оттого за результатами не гнались и 120 км прошли аж за две недели. До Кременчугского водохранилища, куда планировали первоначально добраться, не доплыли. Возникли вполне резонные опасения, что «Ракеты» оттуда на Киев не ходят, рассказывает участник экспедиции Андрей Царь. А началось путешествие в Полтаве.

В реке много естественных заторов. Упавшие деревья создают большие пробки. Порой река во всю ширину (а это около пятидесяти метров) была перегорожена такими препятствиями. Впрочем, не только природа тут постаралась. Мусор, годами сбрасываемый в воду человеком, прибивался к поваленным деревьям, создавая целые островки «цивилизации» с растущими на них кустами и бурьянами. Один из них возник на пути в самом неожиданном месте, вокруг крутых берегов. Но что делать — взяли байдарки в руки и стали карабкаться по склонам. Такой себе экстрим. У многих «на память» остались синяки и ссадины. Правда, таких проблем на пути туристов встречалось не так уж и много. Несколько плотин, стоящих на реке, доставили хлопот не меньше. Их обошли пешком, перенося кладь в руках. Знойное лето, обрушившееся на всю Украину, тоже имело для туристической экспедиции свои плюсы и минусы. К последним можно отнести рассвирепевших от жары ос и слепней, с удовольствием срывающих злость на всей группе. Особенно досталось от их укусов самой младшей — семилетней девочке. Но туристы — народ закалённый, и в награду им были необыкновенно тёплые ночи. Как вспоминают старожилы, обычно даже в июле возле воды к утру становится холодно, а тут — благодать!

Места для стоянок выбирали поживописнее. Кстати, проблем с ними не было никаких. Злые лесники не прогоняли, доблестная милиция документы не проверяла. А местные жители с удовольствием рассказывали диковинной для них процессии, где бы лучше остановиться на ночлег. И вообще, реагировали очень доброжелательно. И где что купить подсказывали, и, вообще, «за жизнь» поговорить были не против. Одна старушка удивлялась: «Это вы в отпуске? Поспали бы, на диване полежали, а вы гребёте». Невдомёк ей, что именно такой отдых для этих людей наиболее полный. Ни с чем не сравнимая романтика вечерних посиделок с песнями, чая с мятой и сандалом из котелка. В таких походах хорошо идут даже не любимые многими каши. Кстати, подобный отдых очень недорог. За две недели участники байдарочного хода потратили на человека гривен по пятьдесят, покупая всё необходимое в сельских магазинах. С собой взяли только обязательную тушёнку и крупы. Раньше с продуктами в глухой провинции были огромные проблемы, поэтому набирали побольше про запас, нынче же в самой маленькой деревушке — полный джентльменский набор. От спиртного до спичек.

На стоянках, которые разбивались иногда в чащах настоящего, почти первозданного леса, палаточный городок жил трудовой коммуной. Дежурили по двое. Мужчина, как и полагается, рубил дрова, носил из реки воду. Кстати, в этом году туристы даже не брали угольный фильтр для очистки воды. Несмотря на хамское отношение к природе людей, бросающих мусор в воду, ресурсы Ворсклы всё же побольше человеческих. За плотинами, к примеру, можно было увидеть стайки рыб на трёхметровой глубине, и, вообще, вода была на удивление прозрачной. Многие рыбёшки поплатились за это. Практически каждодневно жареная рыба и уха — яркое тому доказательство. Единственные споры в группе, куда входили львовяне и киевляне, возникали как раз на «рыбной» почве. Одни были ярыми рыболовами и старались выбрать места для стоянки, где её удобнее ловить, другие к их увлечению относились равнодушно и тянули на облюбованные ими участки. Были и охотники, которые, как законопослушные граждане, оставили карабины дома — не сезон. Приходилось заниматься только фотоохотой. И тут было на что посмотреть. Ястребы вовсю охотились за своими жертвами, лениво на корягах валялись ужи и гадюки, пугавшие женскую часть группы. Однажды на удочку (!) поймали черепаху, но отпустили. Из развлечений предпочитали карты, шахматы, а на «закуску» футбол и водное поло.

В прошлом году аналогичная экспедиция ходила по речке Збруч. Река эта бурная, и байдарки с туристами несколько раз переворачивались, поэтому приходилось доставать вещи со дна. Катались на байдарках и по другим украинским рекам, а заветная мечта — отправиться в следующем году в Карелию. Получится или нет, ещё неизвестно, но даже если экспедиция сорвётся, горевать не будут. Украинская природа — по-прежнему неисчерпаемый для туристов ресурс. Побольше бы культуры отдыха и, глядишь, ещё и иностранцы к нам в глубинку летом отдыхать приедут.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ. Фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ