Корреспонденты Reuters стали свидетелями выдающегося момента: Германия недавно вернула три произведения искусства потомку французско-еврейского коллекционера, который владел ими до смерти в 1941 году во время оккупации нацистами Франции.
Два изображения происходят из сокровищницы произведений Корнелиуса Гурлита, которая была открыта в 2012 году немецкими налоговыми инспекторами в Мюнхене. Его отец был торговцем искусством и продавал то, что нацисты изъяли как «вырожденное» искусство.
На церемонии в Берлине министр культуры Моника ГРЮТЕРС заявила, что возвращение фотографий было небольшим, но важным шагом.
«Мы, немцы, знаем о своих ошибках и знаем, что никогда не можем исправить бедность. Но, по крайней мере, возвращение таких произведений искусства — это небольшие, однако важные и необходимые шаги к справедливости», — сказала она.
Старшая племянница владельца изображений, юрист и парижский коллекционер искусств Арман Дорвиль, заявила, что ее очень растрогало возвращение.
«Если бы изображения могли говорить, если бы они могли рассказать нам о своей поездке, они рассказали бы нам о невероятном количестве грабежей, мошеннических продаж», — прибавила она на церемонии, попросив не идентифицировать их. Поблагодарив немецкое правительство за его усилия раскрыть происхождение произведений искусства и вернуть их там, где это возможно, особенно через 75 лет после освобождения Освенцима (концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц).
«Вы выполняете обязательство хранить память в живых, и это происходит сегодня, в 75-ю годовщину освобождения Освенцима — это ... символ», — прибавила Дорвиль.
Два изображения в коллекции Гурлитта — акварель под названием «Дама в вечернем наряде» и картина маслом «Портрет дамы» Жана-Луи Форена. Третья работа, «Амазонка о выращивании коня», — это рисунок Константина Боя, который был в частной собственности.
Правительство Германии заявило, что 13 произведений искусства было возвращено их законным владельцам после того, как они были установлены как разграбленное искусство.