— Закончился отбор участников конкурса. В этом году вы, как и всегда, делали его по фонограммам или внедрили региональные отборочные туры?
— Участников выбирали только по фонограммам. В самом начале существования конкурса была попытка регионального прослушивания. Но опыт доказал, что все это приводит к мелкой коррупции местного значения. Каждый тянул своих протеже, а представителя из Киева, которого мы командировали, пытались «поощрить» подарками. Поэтому принцип у нас один: собираются все кассеты, садятся музыканты различного направления и решают судьбу тех, кто дал заявку на участие.
— А бывают ли проколы, когда с кассеты вы слышите чудесное исполнение, а на конкурсе вдруг оказывается, что участник не владеет азами вокала?
— Конечно, бывали. И вы, журналисты, кстати, становились свидетелями этого. Но поэтому и существует три отборочных тура. На первом туре мы выбираем лучших. А на двух последних формируем лидеров.
В этом году мы получили больше трехсот заявок. Так что работы у отборочной комиссии будет предостаточно. Ведь нужно избрать двадцать участников. Возможно, количество в этом году увеличится за счет зарубежных участников. Например, из Беларуси поступило даже четыре заявки. А в Беларуси вообще очень хорошие певицы, достаточно вспомнить лауреатов прошлых конкурсов Ирину Дорофееву, Викторию Деменчук, Ольгу Вронскую. Грузия в этом году везет нескольких представителей, а они просто так не едут. Высокий исполнительский уровень из года в год демонстрируют и гости из Болгарии. Итак, если и в этом году будут исполнители того же уровня, мы им не откажем в участии.
— Николай Петрович, вы всегда подчеркивали и подчеркиваете, что конкурс в Ялте — это в первую очередь конкурс вокалистов. А потом уже жюри оценивает имидж, манеру исполнения, костюмы и тому подобное.
— Те же самые критерии оценки соискателей остаются и теперь. Это только у нас в Украине придумали, что есть исполнители и есть вокалисты. На Ирину Билык говорят, что она не певица, а исполнительница. Тем самым якобы подчеркивая, что исполнителю не обязательно иметь голос. Исполнить песню может каждый, а вот запеть — нет. Мы на своем конкурсе открываем и поддерживаем талантливых певцов.
— Которые обязательно должны исполнить хотя бы одну современную украинскую песню. Главное условие вашего конкурса не изменилось?
— Да, участник, из какой бы страны он ни был, должен обязательно выучить украинскую песню и петь ее в первом туре. В этом году будут представители из Молдовы, Румынии, Беларуси, Болгарии, Армении, Грузии, Прибалтийских стран. И все они обязательно будут петь украинские песни. Лауреат прошлогоднего конкурса узбек Ширзод Остонов, кстати, выучил три украинских песни и блестяще пел их на заключительном концерте.
— Но где же молодым исполнителям, скажем, из Грузии искать слова и ноты украинских песен, если даже в Украине их трудно найти?
— Действительно, сейчас в Киеве нет магазина «Ноты», в котором когда-то можно было приобрести песенники. Почти никто в стране не занимается выпуском музыкальной литературы, поэтому Фонд имени Владимира Ивасюка, который я возглавляю, решил этот пробел ликвидировать: вместе с журналом «Пам’ятки України» мы издаем сборники украинских современных песен, тексты и ноты. Нужно же, чтобы люди ориентировались в современной музыке. Распространяем эти сборнички среди участников и членов жюри конкурса, которые приехали к нам из-за рубежа. Пусть украинскую песню знают в мире! Припоминаю, два года тому назад молодая певица из Казахстана Дина Джантелова, которая приехала в Украину впервые, так увлеченно пела и еще и пританцовывала песню «Моя Буковина», что кое-кто из журналистов начал допытываться, есть ли у Дины украинские корни. А нашла девушка слова и ноты этой песни в Государственной библиотеке в отделе иностранной литературы. Так что тот, кто хочет принять участие в нашем конкурсе, украинскую песню всегда найдет.
— Кстати, по традиции лауреаты конкурсов прошлых лет обязательно участвуют в заключительном гала-концерте. Приедут ли любимцы ялтинской публики Дина Джантелова, Ширзод Остонов, Нелли Чобану и другие лауреаты в этом году в Крым?
— Мы и на этот раз приглашаем всех своих лауреатов. А их за шесть лет проведения конкурса «Ялта» насобиралось уже немало. Но сами понимаете, что из Узбекистана и Казахстана до Ялты — немалый путь.
— Следите ли вы за судьбой своих победителей?
— Чтобы заниматься ими и далее, нужны большие деньги. И, кроме того, конкурс — это соревнование. Разве после победы Борзова на Олимпиаде олимпийский комитет помогал ему бегать? Мы же не продюсерское агентство. Конкурс дает молодому человеку толчок, убежденность в собственных силах, но дальнейшая судьба зависит уже от него самого и, конечно же, от удачи. С радостью узнаем об успехах Нелли Чобану в Молдове, о профессиональном росте Ирины Дорофеевой в Беларуси. Ширзод Остонов стал у себя в Узбекистане настоящей звездой. Много работает Александр Пономарев, и результат этого труда вы все видите. Не потерялись на украинской эстраде и тот же Юрченко, и Марина Одольская. Мы можем помочь им только советом. Например, вернувшись из Витебска, со «Славянского базара», Одольская сразу же пришла к нам. Рассказала, как все там было.
— По-видимому, она очень расстроилась после поражения?
— Нет. На мой взгляд, она прекрасная певица. А имея Гран- при конкурса им. Ивасюка ей вообще на этот «Базар» или «балаган» нужно было смотреть свысока. Захотела поехать? Вот она и поехала! Захотела получить пощечину от Пугачевой? Вот и получила. Что касается последней, то ее высказывание об Ивасюке, что она не знает, мол, такого композитора, не дает ей право вообще быть судьей конкурсов. Бог ей судья! А ее лауреатам... Что же, большим кораблям — большое плавание. Мы их еще послушаем.
— Еще одна ваша победительница Ирина Шинкарук, получившая в Ялте Гран-при, на конкурсе в Донецке вообще не вошла в число лауреатов.
— Конкурсы — это соревнования. Победы могут чередоваться с неудачами. Но, на мой взгляд, вместо того, чтобы ездить по соревнованиям, Ира должна бы заняться репертуаром, внешним видом, сценическими движениями, т.е. тем, что и является составляющей певицы. Ну, поехала она в Донецк. Зачем? Кто ее не знает? Это тактическая ошибка ее и ее продюсеров-родителей. Они сами себе подставили подножку.
— Когда-то вы сказали, что если бы на конкурсе в Ялте Наталья Могилевская пела так, как поет сейчас, то никогда бы лауреатом не стала.
— Мне, действительно, не нравится, как она сейчас работает. На сцене она больше говорит, бегает, агитирует («не слышу!», «где ваши руки?», «давайте вместе!»), чем поет. Но, может, это такое новое течение. Кто его знает?
— А талантливые ялтинские лауреаты Женя Топчий, Аня Зотьева, куда делись после своих многообещающих побед?
— Женя Топчий вышла замуж и прекратила карьеру певицы. Аня Зотьева некоторое время пыталась работать в столице, но что-то у нее не получилось. Давно ничего не слышал о ней. Т.е. это жизнь. Конкурс дает шанс, крылья, которыми каждый может распорядиться по-своему.
— В этом году конкурс молодых исполнителей «Ялта-2001» состоится под патронатом Президента Украины Леонида Кучмы. Значит ли это, что оргкомитет наконец-то избавится от всех финансово-организационных трудностей, которые сопровождают его из года в год?
— При нашей встрече Леонид Данилович с большим пониманием отнесся к двум конкурсам — в Ялте и Черновцах. При нашей встрече меня больше всего поразило то, что руководитель такого ранга знает проблемы современного искусства, в том числе эстрады. Конечно, заручась поддержкой первого лица в стране, есть надежда, что конкурс будет вовремя профинансирован, не придется ожидать выделенных государством средств месяцами. Но, распоряжения Президента выполняют десятки людей. Найдут ли они общий язык? Надеюсь, что найдут!
— Международный конкурс молодых исполнителей популярной современной эстрадной песни в Ялте — это составляющая часть фестиваля «Море друзей». В этом году фестиваль состоится в седьмой раз. Кого из звезд вы пригласите на него?
— При помощи конкурса мы открываем новые имена. В свою очередь наши лауреаты, которые впоследствии становятся звездами, делают и нам, и нашему фестивалю имя. Это лауреаты из Беларуси, Молдовы, Болгарии, Узбекистана и других стран — это и есть море друзей.