Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая деликатность против ретроградной эстетики

В Лос-Анджелесе вручили самую престижную кинопремию мира — «Оскар»
28 февраля, 2017 - 09:35
ФОТО РЕЙТЕР

Лучшей полнометражной лентой признано «Лунное сияние», снятое Барри Дженкинсом по пьесе «В лунном свете черные парни кажутся грустными» Терелла МакКрене, и это стало сенсацией вечера. Ведь безусловным фаворитом считался мюзикл «Ла Ла Ленд» (Демъен Шазелл), выдвинутый сразу в 14 номинациях. Ожидания были настолько высоки, что один из ассистентов перепутал конверты и лучшим фильмом сначала объявили именно «Ла Ла Ленд». Ошибку с извинениями исправили прямо на сцене. «Лунное сияние» также получило статуэтки за лучшую мужскую роль второго плана (Махершал Али) и за лучший адаптированный сценарий (Террелл МакКрене, Бари Дженкинс). «Ла Ла Ленд», в конечном итоге, тоже не обделили: дали 6 «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру, операторскую работу (Линус Сандгрен), музыку и песню (оба — Джастин Гурвиц) и женскую роль (Эмма Стоун). Отныне Демъен Шазелл самый молодой (32 года) режиссер-лауреат за всю историю Киноакадемии.

Коллизия неосуществленных ожиданий повторилась в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В качестве фаворита здесь рассматривали черную комедию «Тони Эрдманн» (Марен Аде, Германия, приз ФИПРЕССИ на последнем Канском фестивале), но победила ирано-французская драма «Коммивояжер» (Асгар Фархади).

Похоже, что нынешняя церемония оказалась одной из наиболее политизированной за всю историю существования награды. Ведущий вечера, американский комик Джимми Киммел, например, пустил шпильку по адресу президента США Дональда Трампа: «Помните, в прошлом году казалось, что «Оскары» расистские? Это закончилось, благодаря ему». А впрочем, скандал относительно полного отсутствия афроамериканських режиссеров и актеров произошел еще до начала президентской кампании. В этом году Академия исправилась: в главной номинации состязались 4 фильма с небелыми главными героями и героинями, а в категории «Лучшая актриса второго плана» впервые в истории были представлены три афроамериканки (победила Виола Девис из драмы «Ограждения»).

Еще один политический жест сделал Асгар Фархади, который по принципиальным соображениям не приехал на церемонию из-за антииммиграционного «закона Трампа», который ограничивает въезд в США представителей мусульманских стран, в частности — Ирана. Фархади и его команда отказались ехать в Лос-Анджелес, даже если бы для них сделали исключение.

«Лунное сияние» — это роман воспитания в трех частях о взрослении темнокожего парня: его детство, подростковый период и взрослые годы. Осознавая себя геем, имея мать-наркоманку, он живет в Маями в криминализированном, агрессивно-гомофобном окружении. Пытается, впрочем, не только выжить, но и найти свою любовь. Этот полный боли рассказ убедительно снят и сыгран, однако ощутимо теряет в последней слишком мелодраматической части (хотя, справедливости ради следует сказать, что и в «Ла Ла Ленде» мелодраматизма тоже хватает).

Проще всего было бы списывать победу «Лунного сияния» на политкорректность. Конечно, в премии такого уровня влиятельности определенный общественный запрос важен не меньше, чем чисто художественные качества; но так же Киноакадемия стремится поддерживать новые тенденции. И в этом смысле «Лунное сияние» однозначно побеждает. «Ла Ла Ленд» — действительно виртуозная работа, однако это еще и оммаж, то есть авторское посвящение истории мюзикла как жанру — здесь немало аллюзий, а иногда даже и прямых цитат из предыдущих музыкальных фильмов, от такой классики, как «Шербургские зонтика», до «Все говорят, что я люблю тебя» Вуди Аллена. В то же время аналогов «Лунному сиянию», по крайней мере, тематически, в голливудском мейнстриме еще не было. Еще никто не пытался рассказать историю становления гея в грубом пейзаже афроамериканского гетто — причем рассказать максимально деликатно и лирически. Поэтому награда вполне логична.

И, конечно, резонанс от нее в нынешней Америке выйдет далеко за чисто кинематографические пределы.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ