Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые «современники» московского театра

26 ноября, 2003 - 00:00

Легендарный «Современник», основанный в 1956 году, очень полюбился киевскому зрителю и с тех пор, как впервые в 1998 году приехал на большие гастроли в столицу Украины, приезжает по многочисленным просьбам зрителей почти каждый год. В эти четырехдневные гастроли, организованные агентством «Эдвайс» и компанией «G.A.L«», театр представит два репертуарных спектакля: «Мамапапасынсобака» и «Анфиса». Гастроли проходят под патронатом Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине Виктора Черномырдина.

27 и 28 ноября «Современник» на сцене Национального театра им. И. Франко представит драму Леонида Андреева «Анфиса». Один из лучших спектаклей театра вновь появился в репертуаре после двухлетнего перерыва в режиссуре художественного руководителя коллектива Галины Волчек. Эта пьеса русского писателя была поставлена в 1990 году в расчете на Марину Неелову. Прославленная актриса и сегодня будет играть эту роль. По замыслу Г. Волчек, нынешняя постановка — это не премьера, а «попытка осмыслить рассказанную в спектакле историю в реалиях нового времени и тех перемен, которые произошли в жизни нашего общества за последние 12 лет». «Возвращение в репертуар театра «Анфисы» сегодня остро необходимо не только и не столько «Современнику», но и, в первую очередь, нашему зрителю. Ведь разрушение мира начинается с разрушения себя, вселенская агрессия — с невнимания и агрессии по отношению к самым родным, самым близким людям. Сказать об этом со сцены сегодня мне представляется жизненно необходимым». Галина Борисовна не ограничилась только вводом новых исполнителей. Изменены внешняя и внутренняя пластика спектакля, иными стали его ритмы. Но неизменной осталась главная мысль — о том, что эгоизм и бездуховность, агрессивное отношение к окружающим, погоня за «золотым тельцом» приводит к нравственной деградации личности человека. «Анфиса» играется в прежних декорациях — сценограф Андрис Фрейбергст; но при этом художник по костюмам Вячеслав Зайцев полностью «переодел» всех участников спектакля: и тех, кто играет главные роли, и тех, кто появляется на сцене только в эпизодах. Над пластическим рядом измененной «Анфисы» Галине Волчек помогала работать Алла Сигалова. Создана и новая музыкальная концепция спектакля, ее автором стал Асаф Фараджев. Как и прежде, Анфису играет Марина Неелова. За Ольгой Дроздовой осталась роль Александры Павловны, ставшая одной из первых ее работ на сцене «Современника». Остались в спектакле Елена Миллиоти, Геннадий Фролов, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных. Федора Костомарова (главную мужскую роль) играет новый для «Современника» актер — Владислав Ветров, в прошлом актер Ростовской драмы. На принципиально значимую для спектакля роль Ниночки, младшей сестры Анфисы и Александры, ввелась Елена Корикова, известная театральному зрителю по своим работам в спектаклях «Три товарища» и «Три сестры», а также по сериалу «Бедная Настя».

Со спектаклем по пьесе сербской журналистки Биляны Срблянович «Мамапапасынсобака», который киевляне увидят 29 и 30 ноября, у театра «Современник» началась новая страница жизни: на его подмостках стали работать ультрамодные режиссеры. Нина Чусова, поставившая этот успешный спектакль, — режиссер по-женски изысканный, по-мужски властный и изобретательный. Короткий, на полтора часа, спектакль, с названием в одно слово — «Мамапапасынсобака» — написан, поставлен и сыгран женщинами. Средний возраст — тридцать. Впрочем, он вовсе не о женщинах, а о детях. О том, какими мы их сделали. И какими они видят нас. Лишь поначалу кажется, что он о клоунах. Так громко кричат на сцене актрисы, играющие детей…

У Мальчишки (Чулпан Хаматова) — исполинские пластиковые уши, как у Масяни. Синюшный, жалкий, костистый затылок Мальчишки мелькает под бейсболкой. Тщедушен, агрессивен, как «совок», кормилец и добытчик, в очереди за порошком «Лотос», папа Воин (Галина Петрова), тонущий в штанах, в грозных подтяжках, в пестрой ковбойке и огромном галстуке, в жалкой лыжной шапочке «петушком». Их Мама (Ольга Дроздова), как это и бывает в таких случаях, следит за собой тщательнее. На ней кукольно-кокетливое розовое платье, взбитые рыжие хвостики заколоты семью пластмассовыми эгретками, купленными на лотке у метро. Из- под пышной мини-юбочки, достойной детсадовского праздника с караоке «Стрелок» и Алены Свиридовой, торчат желтые клоунские панталоны. Мама похожа на рыжую тайваньскую Синди с глазами живой девочки.

В интерьере малогабаритной квартиры царят песочница с игрушками, железная дворовая горка, с которой лихо скатывается вся семья, и телевизор Hi Fi, занимающий полсцены.Кажется — из этого телевизора все они и вышли.

Актрисы играют удивительно. Играют страстно, не жалея себя, как-то совсем уж нешуточно. Играют если и не «до полной гибели всерьез», то до разбитых локтей и коленок — точно. С такой скоростью скатываются они с горки, с такой силой бьют друг друга пластиковыми бутылками, что дух захватывает и ты перестаешь соображать, где театр, а где жизнь. Замечательны все, а игра Чулпан Хаматовой и вовсе выше всяких похвал. Собственно, слово «игра» здесь совсем не подходит, распознать актрису в этом ушастом, дикорастущем мальчике весьма затруднительно. Тут, видимо, прямо по Станиславскому — слияние полное. Жизнь — самая настоящая, эмоции — неподдельные, проблемы — реальные. И все это очень смешно. Короче, «дочки-матери» в расширенной версии…

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ