А действительно, о чем? Какие сюрпризы таит в себе ночной поезд на границе? В чем красота Мохакара? Не спешите напрягать фантазию, теребить воспоминания, ворошить подзабытые знания о том, что не относится к вашей нынешней жизни. Обо всем этом, как, впрочем, и о многом другом, можно узнать на выставке графики киевской художницы Тамары Полищук, открывшейся в галерее «Образ».
Для «Образа», расположившегося в отделе эстетического воспитания столичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина (найдите более удачное место для демонстрации произведений современного искусства!), это — дебют. Для Полищук, успевшей поучаствовать в художественных выставках и конкурсах в Украине и за ее рубежами, это — первая персональная экспозиция. Ее графические листы не случайно оказались в «Образе», ибо критерий галереи, кратко изложенный ее куратором Галиной Солонько, — «высокие профессиональные качества авторов».
Не так давно Тамара закончила ассистентуру стажировки Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, но как о самобытном художнике заявила о себе давно. Кроме того, в отличие от многих сверстников, еще в Республиканской художественной школе имени Тараса Шевченко четко представляла свою будущую специализацию. Иллюстрация — вот та область графического творчества, в которой хотела совершенствоваться и дальше. Полищук сохранила очень редкое нынче качество: любовь к чтению, что называется, настоящей литературы. Оттого и возникло желание поделиться с другими — потенциальными читателями, почитателями изобразительного искусства, — впечатлениями от той или иной книги. Она ценит оригинальный слог, изысканность образа, поэтому не удивительно, что наряду с серией работ к роману «Перверзия» Юрия Андруховича (к его творчеству особенно неравнодушна), существуют и композиции, навеянные сказкой Ганса Христиана Андерсена «Эльф розового куста».
График не создает прямые «перепевы» сюжета. Она ставит перед собой более сложную задачу: сделать композиции «по мотивам», дополнив сюжет литературного произведения своими, не менее талантливыми, мыслями-образами «по поводу» законов человеческих взаимоотношений, ощущения собственного «Я» в контексте прогрессирующего процесса обезличивания общества и т. д., и т. п. Безусловно, стремление к творческой независимости заставило Тамару не отказываться и от станковых работ. Тем более, что она — участница многих пленэров: в Украине, Польше, Хорватии. А в нынешнем году получила грант от организации Вальпараисо (Мохакар, Испания). И выставила в «Образе» замечательные «заметки» о поездке в Альмерию — одну из самых южных провинций страны корриды и фламенко. Вот на ее листах и «зашептали» заросли кактусов, а обычное для тех краев патио предстало в виде экспозиции цветов, появились на узеньких улочках местечка похожие на андерсоновских, из сказки «Огниво», огромные псы — только очень добрые, и взмыл в небо белоснежный, в мавританском стиле, городок Мохакар.
Полищук умело использует особенности акварели, гуаши, пастели для того, чтобы вырвать изображаемые объекты из обыденности — в конце концов, в этом-то и заключается задание искусства. Но в последнее время обращается и к модному нынче «хиту»: компьютерной графике. А ее композиции «Ника», «Познание себя» увидят вскоре и на триеннале графики в Кракове.