Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О добре, зле и любви

4 июня, 2007 - 19:42
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЕТТЫ-ФЕЕРИИ «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

Впервые в Киеве в Оперной студии Национальной музыкальной академии Украины исполнили романтическую оперетту-феерию для детей по сказкам Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Музыку написал известный композитор Сергей Баневич из Санкт-Петербурга. Постановку осуществила выпускница НМАУ, режиссер Лариса Леванова; ей также принадлежит идея сценографии спектакля. В оформлении постановки принимали участие художник Елена Куца- Чапенко и бутафор-декоратор Наталия Реброва. Автор либретто оперетты Николай Денисов объединил перипетии нескольких сказок Андерсена, сохранив их трогательное очарование, он лишь заменил трагический финал на жизнеутверждающий хэппи-эндом. История повествует не только о всепобеждающей любви Оловянного солдатика к прекрасной Балерине, но и о дружбе, преданности, предательстве и корысти, и о том, что же все-таки побеждает в жизни — добро или зло. А персонажи-игрушки, пройдя немало испытаний, становятся настоящими людьми с любящими сердцами.

Дети от всей души сопереживали сказочным героям, с милой непосредственностью давая им советы, комментируя события, пугаясь и радуясь. А взрослые зрители, смеясь и сочувствуя, задумываясь над простыми, но важными идеями спектакля. Скромный бюджет постановки нисколько не сказался на ее зрелищности. Художникам увлеченно помогали артисты — студенты НМАУ, которые шили, красили, рисовали, конструировали костюмы и декорации. Они соответствовали духу сказки: любовно сделанные шапочки в виде бутонов с тщательно сшитыми лепестками — для персонажей-Роз; разбросанные кубики, которые служили героям-«игрушкам» оружием и мебелью; огромные карандаши; искусственные деньги Свинки-Копилки; увитый цветами обруч, на котором исполнительница роли Соловья бесстрашно поднималась под колосники во время своей песни; стильный пиджак Крысы, которому позавидовал бы не один модельер… А воздушные шарики, спустившиеся под конец спектакля с потолка прямо на головы улыбающимся зрителям, и сияющие разноцветные блестки, осыпавшиеся в финале на артистов — вызвало у публики восторг. (Несколько месяцев перед спектаклем вся труппа ожесточенно поедала конфеты, копила фантики, затем нарезала их на мелкие кусочки, чтобы в день премьеры фольга превратилась в искрящийся «дождь»). Кстати, с декорациями-кубиками связана еще одна история: основой для них послужили коробки из-под конфет, на которых было написано «Сделано с любовью». Так, совершенно случайно, эта фраза стала девизом спектакля.

Однако все достоинства сюжета выглядели бы менее ярко без обаятельной, лиричной, полной самобытного мелодизма музыки Баневича, оттеняющей сказочные события. Творчество этого композитора, признанного классика детской музыки, продолжателя традиций музыкального романтизма почти 40 лет связано с музыкальным театром и кино. Спектакли с музыкой композитора идут в театрах не только России, а также за границей; музыка Баневича нередко исполняется в концертах, гастрольных выступлениях и фестивалях в разных странах, в том числе в Китае, Германии, Бельгии, США, Италии.

Дирижер-постановщик спектакля Игорь Ярошенко отредактировал и оркестровал несколько музыкальных номеров оперетты. К слову, сам автор, Сергей Баневич, собирался приехать на премьеру, т.к. сценическая версия Ларисы Левановой очень понравилась ему (постановщики отправили композитору видеозапись допремьерного показа). Но обстоятельства помешали, но композитор, несомненно, остался бы доволен. Зрители отмечали теплоту и юмор спектакля, талантливую музыку (в живом звучании), вдохновенную игру молодых актеров. Вокальное качество их исполнения было весьма высоким — ведь все артисты являются студентами музакадемии. Не уступала драматическая игра, слаженность актерского ансамбля, яркость и точность исполнения танцевальных номеров (хореограф-постановщик спектакля Вячеслав Витковский поставил не только балетные фрагменты, но и пластику драматических и вокальных эпизодов). Восхищение зрителей вызвали Юрий Ковальчук в роли Стойкого оловянного солдатика, Элеонора Виндау (Кукла), Александр Пушняк (Лошадь), Александр Анищенко (Чертенок), Олег Тонкошкура (Заводной соловей), Наталия Попова (Свинья-Копилка) артистка балета Вероника Витковская в роли Балерины, Ульяна Алексюк (Соловей), Ольга Слепнева (Крыса), Юрий Горынь (Крот), Детский хор «Любисток», вокальный ансамбль и оркестр Оперной студии. Каждому из них удалось показать характер своего героя — лирический или веселый, гротескный или поэтичный. Маленькие зрители после спектакля осуждали артистов, фотографировались на память. Значит, премьера состоялась: ведь дети — публика, которая не прощает неискренности и фальши на сцене, и эта публика была покорена…

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ