Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О птицах, бесовщине, добре и зле

С 1 по 4 декабря в Театре им. И. Франко пройдут гастроли популярного театра «Современник»
17 ноября, 2004 - 20:32
СЕРГЕЙ ГАРМАШ И ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА В СПЕКТАКЛЕ «БЕСЫ» / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК»

Нынешний тур москвичей станет юбилейным. Пять лет назад зародилась прекрасная традиция знакомить киевлян с лучшими спектаклями прославленной российской труппы. В этот раз «Современник» покажет свои резонансные работы — «Сладкоголосая птица юности» Теннесси Уильямса и «Бесы» Федора Достоевского. Организаторы гастролей — компания «Advice» уверены, что эти спектакли не оставят равнодушными наших зрителей.

«Сладкоголосую птицу...» поставил молодой российский режиссер Кирилл Серебренников. Текст Уильямса Нина Садур дополнила мистическими вставками. Это рассказ о том, как молодой человек возвращается в родной город вместе с вышедшей в тираж кинозвездой. Здесь осталась его любимая девушка, дочь местного богача. Молодой красавец составил грандиозный план: экс-кинозвезда поможет ему и его Джульетте сделать карьеру в кино. Но ситуация пойдет вовсе не по его тщательно разработанному сценарию. В спектакле парочка останавливается в доме престарелых, а не в отеле. Оказалось, что Чанс Уэйн (Юрий Колокольников) приехал в город мертвых. На сцене копошатся его странные обитатели. Режиссер выстроил спектакль с кинематографической жесткостью, ясно, четко, рационально. Он разворачивает перед зрителями историю, которая удивляет и пугает... Языком черного юмора Серебренников рассказывает о неизбежной плате за грехопадение. Марина Неелова играет кинозвезду, принцессу Космонополис и бедную Хэвенли. Актриса едина в двух лицах. Обе роли прима «Современника» играет блестяще. Вот перед вами прожженная, циничная, беспутная баба — и вдруг совершенно другой образ: нежное, лишенное примет возраста существо. Этот спектакль можно назвать настоящим бенефисом Нееловой — театральной суперзвезды московских подмостков.

«Бесы»— одна из последних премьер «Современника». Вслед за Достоевским и Камю, написавшим инсценировку романа, Анджей Вайда рассказывает страшную историю духовной деградации российского общества. Режиссерская рука здесь подобна резцу ваятеля. В зале зрители внимательно следят за сюжетом. Порой смеются, а то неожиданно замирают, слушая слова Верховенского-младшего (Александр Хованский) о провокациях, поджогах, убийствах, развращении общества, глядя, как кружатся бесы в черных одеждах по сцене и как смиренно один из них садится послушать евангельскую притчу о свиньях, в которых вошли бесы.

Действие спектакля выстроено поэпизодно. Есть «рассказчик» (Сергей Юшкевич) — живой, подвижный юнец, со вздыбленными рыжими волосами. Он не комментатор событий, не связующий «элемент», а активный участник происходящего. А служки театра, названные режиссером «черными фигурами» (Руслан Ковалевский, Кирилл Мажаров, Рашид Незаметдинов, Владимир Суворов), в комбинезонах и масках похожи на «бесов». От них в спектакле шум, мертвое верещание трещоток, охи, стенания, вопли потустороннего, «дьявольского» мира. Психологические типы даны в спектакле в сконцентрированном состоянии, эссенцией человеческой сути. Неприятно обжигает нервная взвинченность Елены Яковлевой, играющей Лебядкину. На спектакле интересно следить, как виртуозно Игорь Кваша (Степан Трофимович Верховенский) делает своего героя то смешным, то нелепым, по-детски беспомощным; и как героиня Тамары Дегтяревой (Прасковья Ивановна) пытается быть рассудительной, строгой или вдруг впадает в кокетливую обиженность, старческую капризность. Великолепен в роли капитана Лебядкина Сергей Гармаш. Актер щедр по краскам, заразителен своей размашистостью, игрой в хитрость и острый ум.

Все актеры, занятые в постановке, с огромной теплотой вспоминают период репетиций. По их словам, знаменитый польский режиссер Анджей Вайда дал «современниковцам» настоящий мастер-класс. Фактически каждый эпизод большого литературного полотна, преобразованного для сцены он сумел открыть своим стилистическим ключом. А история бесов не закончена. «Бесы» Вайды — это рассказ о борьбе зла с добром и о том как вырваться из воронки морального беспредела. Режиссер и театр «Современник» не дают нам, зрителям, готовых ответов. Они задают непростые вопросы и нам самим нужно искать ключ к их развязке. Главное, чтобы слова Достоевского были услышаны. Три часа спектакля для публики проходят на одном дыхании. Слушают Ф. М. Достоевского. И зрители выходят потрясенные тем, как давно все главное уже сказано. Мы ищем объяснения своим грехам, заблуждениям, страданиям, а Федор Михайлович, в опережение веков, все угадал о грядущих потрясениях и несчастьях...

Инф. «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ