К сожалению, редко какой спектакль именитого режиссера долетает до середины Днепра, то бишь до стольного Киева. В последний раз вильнюсский театр Meno Fortas был в нашей столице еще со старыми своими постановками «Гамлет» и «Отелло» более пяти лет назад. Ныне литовцы везут к нам одну из последних работ Эймунтаса Някрошюса — «Идиот», который покажут на сцене Театра им. И. Франко.
Само обращение режиссера именно к этому роману Достоевского представляется вполне закономерным. Почти все герои его постановок, начиная с Пиросмани, спектакль о котором открыл нам «литовского гения», как не устают называть режиссера театральные критики, немного «идиоты». То есть люди, чьи реакции, оценки, высказывания, поступки идут вразрез с заземленной бытовой логикой обывателя. Кого считать нормальным, а кого «идиотом», «больным» — тех, кто реагирует на биение пульса мира и остро ощущает чужую боль, или тех, кто к другим безразличен и сосредоточен лишь на себе, — каждый, разумеется, решает сам. В конце концов, дело не в определениях, а в том, какую жизнь мы хотим прожить сами: осмысленную, исполненную не столько внешних, сколько внутренних, душевных событий, порой даже трагических, или внешне яркую, но пустую. Неубывающий интерес Някрошюса к первым свидетельствует о том, что он и сам, возможно, помимо своей воли, мучается вечными вопросами, что он, будучи чувствительным к радости и боли мира, обнаружил в князе Мышкине родственную душу.
То, что нам покажут человеческие муки, что речь пойдет о боли, становится понятно с первых минут спектакля. Мы слышим усиленное аппаратурой тяжелое, нездоровое дыхание человека, наложенное на такое же тяжелое дыхание уставшего паровоза — так и не вылечившийся в Швейцарии молодой князь возвращается домой, в Россию, где его поджидают не меньшие, нежели телесная болезнь, душевные страдания. Тут же два санитара (они же пограничники-таможенники) поднимут Мышкина на носилках и выгрузят небрежно прямо на сцену, словно ненужный балласт. В этой, как всегда у Някрошюса, наполненной многими смыслами сценической метафоре прочитывается и небрежное отношение к нам Европы, откуда возвращается герой, и небрежное, нечуткое отношение людей друг к другу вообще, столь характерное и для нашей страны. В следующем эпизоде щуплого, застенчивого и беззащитного Мышкина (его играет Даумантас Цюнис, с которым Някрошюс работает впервые) потащит по сцене, словно мешок с картошкой, Рогожин. Он-то и расскажет молодому князю о своей роковой любви к Настасье Филипповне и, сам того не ведая, втянет нового знакомого в тяжелую, запутанную любовную драму, которая к финалу обретет такой накал, что уже не сможет не разрешиться трагедией.
Фатальное движение жизни к своему трагическому финалу — к смерти — излюбленная тема Някрошюса. Иные театроведы объясняли эту склонность режиссера смотреть костлявой в лицо, а не искать утешение в страусиной философии, как это делает большинство людей, его фамилией, которую шуточно переводили на русский, как «смертяшкин», или «костяшкин». Шутки шутками, но сама способность не прятать голову в песок и принимать жизнь со всеми ее трагическими противоречиями и перипетиями — качество, встречаемое сегодня крайне редко. Някрошюс и не скрывает своего пессимистического взгляда на жизнь, который проявляется в его фатализме. Он убежден, что ни себя, ни судьбы человеку изменить не дано: «Я — фаталист. Как где-то написано или как должно быть — так и будет! В принципе, мало что от тебя зависит»... Конечно же, можно не соглашаться с таким обреченным взглядом на мир и человека. Но с чем мы вынуждены согласиться и смириться, так это с зыбкой, тленной природой счастья в этом мире. Все попытки героев обрести счастье в земной любви-страсти и в этот раз оказались тщетными (вспомним, как точно он поведал об этом в «Отелло»).
Литовский режиссер со свойственным ему незамутненным потребительской идеологией масс-медиа взглядом на мир, в чем-то наивным и простым, как у задающего бесконечные вопросы ребенка, умеет очень тонко и пронзительно передавать эту зыбкость бытия. И этой своей детской простотой и наивностью он очень похож на князя Мышкина. Как и всякий мастер, который по определению должен быть философом, Някрошюс не суетлив, вдумчив и обстоятелен в своей работе (неспешность, с которой он от спектакля к спектаклю рассказывает о трагической изнанке притворяющегося счастливым мира, является еще и характерной чертой всякого человека, выросшего на земле, а тем более — прибалтийского крестьянина). Соответственно, его сценические высказывания не вписываются не только в привычные эстетические, но и во временные каноны и форматы современного театра. «Идиота» играют более пяти часов! Поэтому спектакль начнется раньше обычного (в 18.00), что может показаться пыткой для тех, кто ищет в театре развлечения, но эта постановка станет настоящим праздником для не ленящихся время от времени прочищать каналы душевной жизни театральных гурманов.
Организаторами гастролей театра Meno Fortas выступили: продюсерская компания ArtHouse и Фонд Василя Данылива «Світло мрій» при поддержке Министерства культуры и искусств Украины и посольства Литвы в Украине.