Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одесский плацдарм

У Черного моря в девятый раз прошел уникальный музыкальный форум
13 мая, 2003 - 00:00

Нынешний, девятый фестиваль, в отличие от предыдущего, вышел камерным, менее зрелищным: акцент с театрализации переместился на музыкальное экспериментирование, на самые необычные сочетания инструментов и артистических темпераментов. Хватало «мировых премьер», причем опусы наших композиторов не уступали сочинениям зарубежных коллег. Другой любопытной чертой было активное участие женщин-композиторов. Впрочем, это не удивительно, ведь и бессменный руководитель «Дней и ночей» Кармелла Цепколенко, — плодотворно работающий сочинитель; в первый вечер немецкий ансамбль «Neue Flotentone» исполнил ее новый «Дуэль-дует №8». Впервые исполнялись также «Моление за Сельве» Людмилы Самодаевой, «Остров Фанк» Светланы Азаровой, «Карл и Клара» Юлии Гомельской, «Два крыла» Майи Вирсаладзе, «Magni nominis umbra» Богданы Фроляк. Кроме того, гостям фестиваля был представлен компакт-диск «Откровения тайны» — мультимедийная база данных украинских женщин-композиторов. Это действительно важная и качественно выполненная работа, проведенная Асоциацией Новая Музыка, которую возглавляет Кармелла Цепколенко. Ведь расцвет отечественной школы женщин-сочинительниц — настоящий феномен, еще толком не осмысленный ни критикой, ни более широким культурным сообществом. На самом сиди-роме собрана на двух языках подробная информация о 12 украинских женщинах-композиторах — биографии, полные реестры произведений, адреса, фото, и более 100 опусов — всего 22 часа музыки. Значение этого диска для профессионалов, равно как и для любителей музыки, трудно переоценить, поскольку наши фирмы звукозаписи отечественных композиторов (обоих полов!) попросту игнорируют.

Что касается фестиваля, то открылся он довольно непривычным ансамблем, составленным двумя квартетами — валторновым Одесской филармонии и перкуссионным «Main- Ufer Percussion» (руководитель — президент фестиваля Бернгард Вульф), исполнившим экспрессивную пьесу Штеффена Шляермахера «Acht!». Однако в первую ночь открытий было немного. Наибольшую любовь публики снискал немецкий дуэт «Neue Flotentone». Одаренные и, главное, весьма артистичные флейтистки Анне Горстман и Дерте Нинштедт заворожили зал раскованной манерой исполнения и своим впечатляющим набором флейт. Один вид таких инструментов, как контрабасовая блокфлейта или субконтрабасовая блокфлейта приводил меломанов в тихий экстаз. Если учесть и сугубо женскую притягательность исполнительниц, то восторженные крики «Браво, маленькая!» были вполне логичны.

Наиболее интересные события развернулись, по традиции, уже во второй половине фестиваля. Вечер начался концертом киевского ансамбля «Рикошет» (руководитель — Сергей Пилютиков). Они, в общем, повторили уже показанную в Киеве интересную программу, где преобладали сочинения современных голландских композиторов. Настоящий пик событий наступил с выходом на сцену немецкого дуэта — Эльсбет Мозер (баян) и Николас Альтштедт (виолончель). Оба — музыканты экстра- класса, но и более того: госпожа Мозер — живая легенда современного европейского исполнительства. Именно она, собственно, вывела баян из фольклорного закутка на свет филармонического признания. Именно Эльсбет Мозер в свое время помогла Софье Губайдуллиной выехать в Германию, а ныне является подругой и первой исполнительницей многих сочинений знаменитого композитора, — кстати, для Мозер написан один из лучших баянных опусов Губайдуллиной «Silenzio».

В Одессе Мозер и Альтштедт показали короткую, но очень насыщенную программу. Хулиганская сатира «La Risposta», написанная Морицом Эггертом специально для дуэта, соседствовала с вдумчивым «Интермеццо» Исанга Юна. А лирические «Три строфы на имя Захера» для виолончели соло перекликались с величественным «De profundis» Губайдуллиной для баяна соло, исполненным Ельсбет Мозер глубоко и драматично.

Вызов, брошенный немецким дуэтом следующим участникам, принять было нелегко — ведь требовалось играть хотя бы не намного хуже. Но порядок выступлений был продуман очень точно. На финальном отрезке марафона собрались лучшие силы. Ничем не уступала немецким мастерам французская скрипачка Ноэми Шиндлер — она управилась со сложной и разноплановой программой, где нашлось место даже таким непривычным произведениям, как «Macristalhias» для скрипки и магнитной ленты.

Если выступлениям Ноэми Шиндлер и дуэта Мозер были свойственны формальная изощренность и высокое философское напряжение, то швейцарский ансамбль «Амальтеа» (Барбара Боссерт — флейта, Андриен Ришар — сопрано, Ева Шваар — фортепиано) запомнился чувственной красотой своего репертуара. «Майский огонь» и «Асседо» Кристиана Генкинга, «Вне гравитации» Юлии Гомельской на стихи Гвинет Льюис, «Три акварели» Франзига Али-Заде своей утонченностью, особой, теплой поэтичностью, помноженными на соответственное исполнение, доставили слушателям почти физическое наслаждение.

К сожалению, украинские музыканты давали намного меньше поводов для разговора о тонкостях интерпретации. Конечно, наши работники сцены старательно демонстрировали все, чему их научили в консерваториях и училищах. Однако часто бросалось в глаза абсолютное непонимание того послания, что заложено в произведении — как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Даже в смысле элементарного чувства юмора, которого просто-таки требовали опусы, написанные в ироничной постмодернистской стилистике. Такие, как, например, «Первая часть салонной музыки» Джона Кейджа, в которой группе перкуссионистов полагалось работать не руками, а… языками, дабы создать эффект ритмичной болтовни. Впрочем, с этой странноватой задачей ансамбль президента фестиваля Бернгарда Вульфа «Main-Uffer percussion» справился блестяще. Штефан Костенбадер, Гуза Губа, Михаель Винклер, Томас Вельш, собственно, закрывали фестиваль, и их дело было очень ответственным — сделать это так, чтоб запомнилось на весь год, вплоть до следующих «Двух дней и двух ночей». Четверка ловких немцев не просто разбудила фестивального зрителя, утомленного более чем десятичасовым музыкальным «забегом». Парни довели всех до исступления исполнением на картонных коробках пьесы Вольфганга Райфенедера «День бокса». Это была чистейшая феерия ритма, танец материи, возбужденной звуком, настоящий вихрь, захвативший и музыкантов, и зал.

В целом, можно сказать, что, вопреки всем неурядицам (финансовым — в первую очередь, но то, наверно, судьба всех неординарных начинаний) «Два дня и две ночи новой музыки» живут и эволюционируют. Направление движения — востребовано самой логикой культурного процесса в Украине: быть территорией встречи отечественного и западного современного искусства. Среди фестивалей в нашей стране именно «Два дня и две ночи», с их местоположением в космополитической Одессе, подошли к этому ближе всего. Увы, здесь уже многое зависит от внешних, совсем нетворческих факторов, но то уже отдельный разговор.

Пока же остается ждать и гадать — что хитроумная Кармелла приготовит на юбилейный, десятый, фестиваль.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Киев — Одесса — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ