Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оперный «иностранец»

22 мая, 2001 - 00:00

Одним из первых спектаклей, спетых в этом сезоне, была «Аида» во Вроцлаве. Пришлось часто петь в Испании в «Трубадуре», а также в других вердиевских операх, которые не идут на киевской сцене — «Отелло», «Бал-маскарад», далее предстоит петь в «Фальстафе», «Макбете», «Симоне Бокканегре». И кроме всего этого, в репертуаре певца и Риголетто, и Жермон, и Набукко. Как видим, Майборода без малейшего преувеличения может быть назван вердиевским певцом.

В апреле в творческой биографии певца произошло еще одно важное событие. Впервые в Киеве он спел партию Скарпиа в опере Пуччини «Тоска» (уже дважды). Скарпиа у Майбороды предстает воплощением властности и силы, он сохраняет какое-то благородство и внутреннюю цельность. В этом состоит главное отличие трактовки Майбороды, так как прочтение этого образа другими певцами обычно предполагает акцентирование злобы и коварства Скарпиа.

Роман Майборода сетует на то, что в репертуаре нашего театра не находится достойного места национальной классике. Да и украинцы почему-то не склонны пропагандировать свою оперную музыку за рубежом. Хотя, говоря о такой фигуре как Роман Георгиевич, нельзя не вспомнить об операх Георгия Майбороды. Такие произведения как «Ярослав Мудрый» или «Тарас Шевченко», без сомнения, могли бы сегодня украсить сцену Национальной оперы. Если же говорить о славной творческой династии, то четвертый ее представитель сын Романа Георгиевича Платон уже работает хормейстером в Национальной опере, а сейчас заканчивает Национальную музыкальную академию еще и как вокалист.

Вокальная техника певца, по мнению Майбороды, должна исходить из слова. Именно владение словом, выразительная артикуляция, совершенное итальянское произношение и позволяют певцу доносить до слушателя глубинную сущность воплощаемого образа. Тембральные особенности голоса, звуковедение и решение прочих певческих задач становится тогда более осмысленным, приобретает изначальную смысловую основу. Это единство слова и звука в высшей степени характерно для Романа Майбороды, оно формирует его творческий почерк и выгодно отличает певца на фоне коллег.

Пристальное внимание к слову и привычка держать строжайший вокальный режим часто приводит к тому, что, особенно в итальянских операх, по стилю поведения на сцене, по уровню певческой культуры, Майборода становится больше похожим на заезжую европейскую звезду, чем на питомца славянской школы. Артист чрезвычайно требователен к себе. Он признается, что в начале творческого пути ему не вполне давалась пластическая, сценическая сторона создаваемых образов. Видимо, в результате настойчивого самосовершенствования, сейчас Майборода на сцене уже сам может служить примером для изучения актерского мастерства.

Вызывает сожаление, что в театре недостаточное внимание уделяется творческому наставничеству. В Большом театре существует несколько специальных штатных единиц педагогов-наставников и педагогов-консультантов. Эту работу обычно выполняют опытные солисты, которым есть чем поделиться с младшими коллегами. Недавно у Романа Майбороды возникла мысль помочь младшим коллегам, поделиться своим опытом, то есть реализовать идею творческого наставничества молодежи, столь привычную для крупных оперных театров. Эта идея нашла понимание в дирекции. Но, к сожалению, ее воплощение не было доведено до конца. Думается, что творческое наставничество, пока напрочь отсутствующее в нашем театре, могло бы во многом помочь и укрепить творческий потенциал молодежи.

Роман Майборода полон сил, мы надеемся, что, помимо прочего, на сцене Национальной оперы Украины в ближайшее время ему удастся спеть партии Грязного в «Царской невесте», Альфио в «Сельской чести» и Консула в «Мадам Баттерфлай». Эти спектакли давно идут в нашем театре, а у Майбороды эти партии уже давно готовы и апробированы. А в начале следующего сезона мы вновь услышим певца в партии Остапа в капитальном возобновлении «Тараса Бульбы». Я уверен, что на спектаклях мы еще долго будем встречать восторженными аплодисментами выходы на сцену Романа Майбороды.

Александр МОСКАЛЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ