«Семья — наибольшая ценность на земле, — говорил старец Паисий Святогорский. — Исчезнет семья — перестанет существовать и весь мир». Именно в семье должны закладываться лучшие качества человека.
В гончарских семьях Опишни с давних пор существовали свои уникальные методы этнопедагогики. Вся жизненная мудрость познавалась за гончарным кругом. К ежедневному труду приучали здесь сызмала. О том, как ребенком впервые взяла в руки глину, рассказывает в своих дневниках Александра Селюченко. Также рано начали работать не менее известные мастера Василий Омеляненко, Михаил Острянин, Михаил Китриш и многие другие.
Говорят, ныне развеялась слава Опишни, и некому уже продолжать гончарские традиции. Так ли это на самом деле, я решила узнать у молодого опишнянского мастера Александра Шкурпелы и членов его семьи.
— Какую профессию ты выберешь после окончания школы, — спрашиваю у Анатолия, старшего сына Александра.
— Как и папа, стану гончаром.
— А когда ты впервые начал работать с глиной?
— Наверное, еще в детском саду.
Он с радостью помогает отцу, внимательно слушает все, что тот говорит, и скоро вырастет еще один мастер. Собственно, не один, а целых три, потому что у Анатолия есть и младшие братья Андрюша и Коля. Они еще маленькие, но Андрюша уже замечательно лепит, а Коля, которому только четыре года, также пытается не отставать от старших.
Поражает атмосфера взаимопонимания и теплоты, царящая в этой семье. Жена Александра — Светлана — нежная, ласковая, с мелодичным голосом, глазами-васильками, настоящая берегиня гончарского рода. Она также имеет художественное образование. Когда-то, узнав о заводе «Художественный керамик» и керамическом училище, приехала в Опишню, еще не зная тогда, что навсегда останется здесь, потому что встретит свою судьбу... А Александр с детства мечтал стать художником. Рисовать учился у папы. Когда после окончания школы попал на завод «Художественный керамик», то понял, что ни в одном вузе не научат лучше лепке и гончарству, чем здесь. Его первым наставником стал Трофим Демченко.
— Тогда было, у кого учиться, — вспоминает мастер. — На заводе работало 11 мастеров — членов Союза художников Украины. Очень мне нравились художественные работы Василия Биляка, Григория Кирячко, Ивана Шияна, Василия и Петра Омеляненко. На то время завод «Художественный керамик» был одним из крупнейших керамических заводов бывшего Союза. Строился новый цех. Изделия опишнянских мастеров пользовались спросом в СССР и продавались за границу. Сейчас трудно сказать, с чего в 1990-х начался упадок гончарного производства. Может, с появления шпиндельных станков и полуавтоматов. Снижалось качество продукции. Помню, как перед самим закрытием предприятия из Москвы пришел заказ на большое количество декоративных изделий. Через два дня на собрании вообще запретили делать декоративные вещи. Заказов почти не было. Завод закрыли...
— Без работы тогда осталось много людей. Только некоторые решили дома заниматься гончарством. Когда решили, что нужно создать собственную мастерскую?
— Сделал горнило и поставил в небольшой комнате гончарный круг еще тогда, когда работал на заводе. Дома мне хотелось делать что-то свое, без нормы и стандартов. Хотелось экспериментировать с разными глинами, поливой. Заочно я получил специальность технолога. А когда завод закрыли, хотел устроиться на буровую, чтобы иметь какой-то стабильный заработок. Не взяли. Пришлось делать то, что умею, только теперь не для души, а ради заработка. Помню, накопали с кумом глины, занялись гончарством, выжигали посуду. Мама раз или два вышла на рынок, чтобы продать изделия. Не успела продать, как работники налоговой уже во дворе. Хлеба не за что купить, а меня штрафуют, как какого-то нарушителя! Только Бог один знает, что нам тогда пришлось пережить... Когда наконец были оформлены все бумаги, пошли заказы. Конечно, хотелось делать что-то свое, родное, традиционное, опишнянское, но приходилось изготавливать именно то, что заказывали. А мои бараны, тарелки, подсвечники, которые когда-то покупал весь мир, несколько лет назад не покупал никто. Многое все-таки зависит от государственной политики. В Украине наконец вспомнили, что у нас прекрасные традиции и народные ремесла.
— Что сейчас больше всего продается?
— Лучше всего покупают крынки, горшки, супники. Продаются вазы и подсвечники.
Опишнянская керамика, изготовленная из местной экологически чистой глины, конкурирует со славянской керамикой. Есть заказчики, покупающие гончарную посуду и готовящие еду именно в ней. Причем живут они не в сельской местности.
— В таком горшке еда никогда не подгорает, ее не нужно помешивать. Молоко на сметану я ставлю только в глиняной крынке. Из трех литров молока получается 0,5 литры сметаны. Растения лучше развиваются также в глиняном горшке, так как этот материал позволяет корням дышать, — дополняет мужа Светлана.
Общаясь с семьей Шкурпелов, уверяешься в том, что когда-нибудь наши современники, узнав о целебных свойствах глины, будут держать на столе керамическую посуду не только для красоты...