Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оркестр поразил всех

Во Львове впервые за 71 год в полном составе выступил Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко
11 апреля, 2011 - 20:23
ПРИМА-БАЛЕРИНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ЕЛЕНА ФИЛИПЬЕВА В СПЕКТАКЛЕ «ВЛАСТЕЛИН БОРИСФЕНА» ИСПОЛНЯЕТ РОЛЬ ЗОРЕСЛАВЫ / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

В город Льва столичные гости привезли два спектакля — свою последнюю премьеру балет Героя Украины Евгения Станковича «Властелин Борисфена» и оперу Винченцо Беллини «Норма», премьера которой состоялась на киевской сцене четыре года тому назад и за которую в 2011 г. ее создатели получили Национальную премию им. Тараса Шевченко.

Гастроли состоялись при поддержке главы Львовской ОГА Михаила Цимбалюка. А сама идея привезти киевлян во Львов возникла в рамках проекта «Украина: история великого народа», который, как рассказал «Дню» губернатор Львовской области, основан в 2007 г. народным депутатом Украины, президентом Благотворительного фонда «Восток—Запад вместе» Владимиром Зубановым с целью формирования у людей понимания величия нашего народа, истории, чувства патриотизма и гордости за нашу историческую родину.

По словам одного из создателей проекта доктора философских наук, почетного президента Фонда содействия развитию искусств Анатолия Толстоухова, проект начинался с сугубо издательской деятельности — книг «Украина: хронология развития», «Украина и мир», впоследствии — других, уже получивших достойную оценку и в Украине, и за ее пределами. «А затем у нас возникла мысль, что книжного измерения для того, чтобы воссоздавать историю Украины, — слишком мало. Так и зародилась идея создания «Властелина Борисфена», — рассказал А. Толстоухов и отметил, что это первый балет, поставленный во времена независимой Украины. В ближайших планах — мюзикл «Елизавета — королева Норвегии», над которым работают Александр Злотник и Юрий Рыбчинский. Премьера состоится в 2012 г. А впереди — работа над полнометражными художественными фильмами: «Этого заслуживает история нашего государства».

«Для нас большая честь быть приглашенными во Львов, — рассказал «Дню» генеральный директор Национальной оперы, народный артист Украины Петр Чуприна. — Это для нас не только интересный, но и чрезвычайно ответственный проект. Одно дело — ездить по миру с операми и балетами. Там этот механизм отработан, есть определенные модусы реализации проектов. Другое дело — приехать во Львов, в контекст чрезвычайно высокой требовательности и осведомленности знатоков балетного и оперного искусства, приехать к коллегам, которые точно знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому, с одной стороны, мы чрезвычайно благодарны за приглашение, а с другой — волнуемся, потому что очень хочется соответствовать тем ожиданиям высокого искусства, на которое надеются львовяне».

А львовяне действительно ожидали и надеялись, о чем свидетельствовал и переполненный зрительный зал на оба спектакля (публика сидела и на приставных креслах, и плотно стояла под стенами), и аплодисменты на протяжении действа, и овации, и возгласы «Браво!», когда столичные гости выходили на поклон. Хотя мнения относительно увиденного и услышанного на сцене Львовской оперы разделились.

Игорь Держко, заведующий кафедрой философии Львовского национального медицинского университета им. Даниила Галицкого, советник главы ЛОГА:

— Меня поразила гармония музыки, танца, декораций и костюмов в балете «Властелин Борисфена». Также меня поразила смысловая структура этой постановки, где эпоха князя Кия, жестоких верований, жертвоприношений наделяется деликатной величественной романтикой гармонии человеческих отношений. Такого еще никто не делал. Поразила и ритмика танца, умение развернуть его нетипичными сценическими средствами — на мой взгляд, это тоже новация, нехарактерная для нашего балета. Впечатлил своей профессиональностью и оркестр. Поэтому считаю, что «Властелин Борисфена» — это гармония замысла, воплощения и исполнения.

Любовь Кияновская, музыковед, профессор Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко:

— Конечно, «Норма» — очень солидный спектакль. С музыкальной точки зрения, сделан прекрасно. Большая хвала дирижеру, который провел спектакль почти безукоризненно, на очень высоком уровне. У киевлян замечательный оркестр, прекрасный хор. Относительно солистов, мне в начале спектакля показалось, что они не распелись. Лучше всего спели в последней сцене. Среди солистов я бы выделила Сергея Магеру, который исполнял партию Оровезо, и Наталью Николаишин, которая пела Адальжизу. А самое слабое звено «Нормы» — режиссура: статичная и неинтересная. Она даже с текстом «кусается», когда поют «Мы злые, как звери», актеры стоят, как будто мумии.

Виктор Каминский, композитор, лауреат Шевченковской премии, проректор Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко:

— Мне не понравилась режиссура «Нормы» — такое впечатление, что мы попали в середину XIX века. Возможно даже, что в то время режиссура была более динамичной и изобретательной, чем мы увидели у киевлян в «Норме». Чем я очень доволен, так это работой оркестра — он играет фантастически. Музыканты оркестра нашего оперного театра, когда делаешь им замечание, сетуют на акустику. А спектакль киевлян показал, что и в пианиссимо, и в пиано оркестр может хорошо звучать, если есть профессионализм: нужно просто-напросто хорошо играть.

Александр Козаренко, композитор, профессор Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко:

— Я просмотрел оба спектакля. И первое, о чем хочу сказать: приезд Киевской оперы к нам — это большой праздник. А дальше... Балет Станковича для меня очень важен, потому что Евгений Федорович — мой учитель, близкий и дорогой мне человек. Относительно постановки, я очень разочарован, потому что это — позавчерашний день сценографии. Также «невкусные» костюмы. А хореография такая, будто не было ни Баланчина, ни Дягилева, ни современных мировых постановок... Поэтому у меня возникает вопрос: как в столичной опере могут появляться такие спектакли? Такая безвкусица не подобает Национальной киевской опере, на которую мы все, конечно, должны равняться. Относительно «Нормы», то это роскошная музыка, чудесное сплетение мелодий, очень тонкая оркестровка — но я это сейчас говорю о Беллини. А что касается самой постановки, то это не спектакль, который должен быть отмечен Шевченковской премией. Вспомним «Екатерину Измайлову» Шостаковича на киевской сцене, «Золотой обруч» Лятошинского — на львовской, эти спектакли действительно были достойны государственных наград!

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День» Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ