Юбиляр — постоянный экспонент Международных симпозиумов гутного стекла во Львове и за пределами Украины, участник большого количества отечественных и зарубежных выставок, давно заявил о себе как исследователь и аналитик развития и истории львовского гутного стекла. Франц Черняк — профессор кафедры художественного стекла Львовской академии искусств. Она также его Альма-матер, он учился в этом вузе, когда это был Институт прикладного и декоративного искусства, а педагогами будущего народного художника Украины были Роман Сельский и Карло Звиринский.
Очень важно, говорят искусствоведы, что на протяжении всех этапов творчества Франца Черняка в его работе существовал очень важный момент — эмоциональное восприятие стекла, которое художник задекларировал словами, ставшими его творческим кредо: «Нужно любить и видеть» сам материал». Такое трепетное отношение к материалу, отмечают коллеги, позволило художнику ввести стекло как искусство в мир человека, наполнив его мощным магнетизмом.
«Прежде всего о Черняке можно сказать, что это человек — целиком преданный искусству с самой молодости, когда он начал овладевать профессией керамиста,— говорит проректор Львовской академии искусств, профессор Роман Яцив. — А дальше вошел в художественное стекло, и вошел очень органично, потому что начинал как мастер, как помощник, который отслеживал технологические процессы на Керамико-скульптурной фабрике, и это давало ему возможность работать как экспериментатору. Впоследствии в совершенстве изучил технологии, и это помогало ему в дальнейшем выйти на определенные идеи формотворческого характера. В 1970-е годы Черняк вписался в определенную тенденцию, которая имела место во Львове, по возрождению классического понимания стекла и заинтересованности именно гутой, что для Львова имело принципиальное значение (и это потом уже выросло в явление международного характера). Черняку именно в этой сфере удалось найти философию материала. Он не рассматривает стекло обособлено от других явлений декоративного искусства, а наоборот, иногда использует, например, металл, дерево, комбинирует эти материалы для того, чтобы создавать образ. Ему удалось найти свою меру понимания стекла. В Академии искусств прошла научная сессия, посвященная его творчеству, и я выступил с докладом «Острота и мягкость как созидающие силы художественного императива Франца Черняка», ввиду того, что в его концепции присутствует очень острая наблюдательность и иногда оперирование такими средствами, как контраст, как сочетание разных материалов, а с другой стороны — очень мягкие линии, очень тонкий и деликатный труд, проработка отдельных деталей, очень корректное отношение к цвету. Франц Черняк — художник-профессионал, автор технических открытий, чьи достижения позволяют говорить не только о масштабном экспериментально-инновационном подходе к решению проблем художественного стеклоделия, но и о влиянии на развитие школы львовского художественного стекла с 1980 года и до сегодняшнего дня».
Сам Мастер так сказал о своей профессии в одном из интервью: «Стекло — моя жизнь. Горячая масса — магическая. Все мои произведения выполнены по давней технологии — гутной, без каких-либо форм. Поэтому они свободны по пластике. В работе со стеклом важно использовать его свойство как текучести горячей массы. Творческие ресурсы в этом материале неисчерпаемы. Я и ныне не уверен, что стекло раскрыло мне все свои тайны...»
Экспозиция к 75-летию Франца Черняка развернута в музее Львовской академии искусств (главный корпус, ул. Кубиевича, 38, 2-й этаж).