Проект посвящается 50-летию первого полета человека в космос, которое будут отмечать 12 апреля. Поэтому в программе Недели не только выставка работ современных украинских и зарубежных художников, но и экспозиция космотехнических артефактов, кинопрограмма, художественный и научно-популярный лекторий, детская программа.
В частности, среди 130 участников проекта — известный польский художник Павел Альтхамер с видео «Астронавт-2», которое раньше было показано на знаменитой выставке «Документа» в Касселе. Немецкая группа Roсhus Aust/Re-Load Futura из Германии представила визуальный концерт-перформанс, посвященный 108-минутному пребыванию в невесомости во время первого полета Гагарина. Киевский зритель в первый раз увидел фото известной испанской художницы Алисии Фрамис «Затерянный космонавт» и видеоинсталляцию британской группы Semiсоnductor «Черный дождь». Одна из центральных работ художественной экспозиции — скульптура «Космонавт» Олега Кулика. Немалое внимание привлекла кинетическая скульптура Анатолия Слойко «Махатмаплан». Алексей Сай построил 25-метровый световой тоннель-инсталляцию «Time to say good-bye!», в которой может оказаться каждый из зрителей.
Среди прочего была представлена ранее неизвестная графика и живописная работа Александра Гнилицкого «Космический суп», а также фотографии, видео и живописные работы Арсена Савадова, Сергея Браткова, Александра Ройтбурда, Ильи Чичкана, Игоря Гусева, Сергея Зарви, Колодия, Дмитрия Дульфана, Кирилла Проценко, Ильи Исупова, Жанны Кадыровой, Никиты Кадана, Лады Наконечной и менее известных художников.
Одной из составляющих проекта является раздел документальной космической картографии — в частности, также впервые в Киеве представлены спутниковые съемки галактик, официально предоставленные для выставки американским космическим агентством NASA, и фотоснимки, сделанные в открытом космосе российским летчиком-космонавтом Юрием Лончаковым. В экспозицию вошли также уникальные экспонаты из космических музеев, предоставленные при содействии Национального космического агентства Украины. Кроме многочисленных макетов спутников, аппаратов и «космической еды», зритель увидел магнитофон, который находился с Юрием Гагариным во время первого полета, — именно из его записи мир услышал знаменитые слова: «Ну, все, поехали!».
Со вчерашнего дня свою работу начал кинолекторий, в котором будут представлены более 50 кинопоказов. В частности, состоятся премьеры художественного фильма о Гагарине «108 минут» (реж. Бата Недич), а также биографической ленты «Федор Тетяныч Фрипулья» (реж. С. Феофилактов).
В завершение «Космической Одиссеи 2011» планируется концерт электронной группы Аeronautica, который предшествует большому туру проекта при участии Ильи Лагутенко «Космический рейс». Лейтмотивом программы проекта является саундтрек к одноименному первому советскому научно-популярному фильму в 1935 г.
Как всегда, в «Арсенале» выставка является масштабной: без преувеличений грандиозный объем помещений нуждается в заполнении. Однако, кажется, в этот раз количественные показатели несколько навредили качеству. Экспозиция обременена массой работ, значительное количество которых или не имеют отношения к заявленной теме, или являются полностью эпигонскими и неинтересными. До боли узнаваемые киевские постмодернисты написали, по сути, одинаковые, часто конъюнктурные полотна без какого-либо ощущения темы. Иногда попадаются, по крайней мере, остроумные работы: серия комиксоподобных картин о Гагарине как некоем Бэтмене, который борется с злом во всем мире; кобзарь в скафандре («Дума о Стенли Кубрике») или двое астронавтов «Над пропастью во ржи» (причем астронавты сфотографированные, а рожь настоящая). Однако у некоторых участников довольно сомнительное чувство юмора, умноженное еще и на откровенное эпигонство в приемах, темах или стиле.
Находка организаторов — как раз вещи, которые имеют непосредственное отношение к космонавтике. Фотографии с автографами советских космонавтов, приборы для космических полетов, пусть и старые, 1960 — 1970-х годов, —завораживали как артефакты прошлой эпохи, или даже просто как части увлекательной художественной инсталляции. Технология проявилась как искусство в «Черном дожде» — видеоинсталляции, на которой съемка солнечного ветра превращена в полную темной силы картину метафизического размаха. Так же, на уровне артефакта, одним из наиболее интересных является уголок, посвященный вышеупомянутому Фрипулье, — столичному художнику-аутсайдеру, который строил из подручных материалов смешные «звездолеты» просто на Андреевском спуске, носил причудливые наряды и главным понятием своей философии провозглашал «бесконечность».
Безусловно, «Космическая Одиссея» — один из наиболее интересных проектов нынешнего сезона. Сочетание научного и художественного, гуманитарного и технологического абсолютно не освоено отечественными кураторами, поэтому сделанное в «Арсенале» трудно переоценить. Остается только надеяться, что подобные акции будут проводиться и в будущем, с учетом уже приобретенного опыта отбора и организации.