Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «Країни мрій» до страны мечты каждого

10-11 июля в Киеве прошел первый этнофестиваль за последние пятнадцать лет
13 июля, 2004 - 00:00

В эти выходные на Певческом поле в Киеве прошел этнофестиваль «Країна мрій», инициатором которого является легендарный Олег Скрипка. Также в его организации участвовали — общественная организация «Арт Экзистенция», Всеукраинская ассоциация молодых исследователей фольклора, Главное управление Киевской госадминистрации по вопросам внутренней политики, Киевский городской центр народного творчества и Украинский Центр народного искусства «Музей Ивана Гончара».

Широкие склоны Днепра, золотые купола церквей — место невероятной красоты, мощной энергетики и гармонии. Действо проходило на трех сценах одновременно. А вела к ним длинная улица, вдоль которой по обе стороны разместились народные мастера со своими ремеслами. Счастье ковалось еще при входе. Молодые кузнецы предлагали только что с жара подковы, рассказывая, как в старину украинцы, нацепив их над дверями, верили, что с ними в дом придет удача, благосостояние и согласие. Изготавливали также ухваты, которыми хозяйки вынимали горшки с борщом, кашей из печи, и которыми, бывало, пугали подвыпивших мужей и грозились непослушным детям... Делали и металлические узоры в форме цветов, животных, которыми украшали двери в кладовую, овин...

Рядом Иван Панков из Луцка проводил мастер-классы по гончарству. Дай-ка попробую себе. Одеваю вышитую мужскую рубашку на вырост и приступаю. Мастер крутит металлический гончарный круг, когда- то пользовались таким же деревянным, и под руками из мягкого глиняного шарика рождается нечто, похожее на женскую фигуру. Пан Иван корректирует мои движения — наносим несколько штрихов ножом, и готов кувшин с узором. Беру себе на память. «Это безобразие какое-то, — возмущается Иван Панков, — на городских и сельских базарах бабушки продают молоко в пластиковых бутылках! Хочу, чтобы наконец закончилась эра пластиковой посуды, а пришла эпоха гончарных изделий, ведь половина украинской истории построена на глиняных черепках». Скажем, той же черной дымчатой керамике уже тысяча лет. Когда-то в такой посуде наши пращуры варили и подавали пищу к столу. Красные горшки стояли на полках — они скорее украшали избу, чем использовались в быту. Из них могли угощать гостей, а на Рождество, Пасху, Троицу, Спас и всю свою большую семью.

Была еще деревянная посуда: коряком набирали зерно, гречиху; в ковганку клали пшено, чеснок и сало и затирали для борща; подставку вешали на гвоздь на стену и сушили деревянные ложки; в солонке хранили соль, а в глубокой мерке одалживали муку соседке.

Татьяна Жогалко, директор художественного центра «Сходи» из Чернигова, рассказывает, что существует многовековая технология изготовления такой посуды. Например, из липы тесали кружки для пива, потом их погружали в кипящий пчелиный воск, а вынув, давали немного обсохнуть и вытирали полотняной тряпкой. Тот солод из воска оседал на стенках и, когда наполняли кружку пивом, придавал напитку оригинальный вкус. А уже кадку внутри выстилали пищевой медью, чтобы можно было дольше хранить вино или наливку в ней. Сверху на кружках, кадках наносили резьбу, в основном, казаков в казацких краях. Дома каждый хозяин или хозяйка разрисовывали свою посуду сами, передавая настрой песен и дум, истории сказок и преданий. Это получалась наивная живопись, которая потом создала целое направление черниговской росписи. Для него характерны изображения грифонов, чудо-птиц, чудо-зверей... Такие кружки, расписные миски, солонки можно было приобрести здесь.

Дальше расположилась мини-галерея под открытым небом. Гарданы и сылинки из бисера (от слова «силити» — нанизывать), ожерелья из керамики и эмали, украшения из кожи, деревянные заколки для волос, соломенные брыли; мужские, женские, детские вышиванки — в традиционных карпатских вишнево-черных тонах, полесские — вышитые белыми нитками по белому, цветастые слобожанские. И как примесь современности — книги отечественных издательств и кассеты и диски наших певцов. Из магнитофона звучит живая украинская народная песня, а неподалеку кобзарь поет печальную думу. Присаживаюсь на траву возле него. Павел Зубченко из киевского кобзарского цеха. Его побратим Владимир Быков рассказывает, что это общественное объединение основано еще в 70-х годах прошлого века Георгием Ткаченко. Среди его первых учеников были известные Николай Будник и Николай Товкайло. От них, собственно, и передалась традиция изготовления старосветской бандуры, кобзы Остапа Вересая, колесной лиры. «Первые кобзарские цеха-мастерские по изготовлению инструментов, обучению игре на них действовали еще в XVII веке. Тогда в кобзарях нуждалось общество, они были своеобразной «прессой Украины» — передавали людям всю правду жизни, — говорит Владимир Быков. — Кобза не считалась мужицким инструментом. Кобзарей часто приглашали играть в имения украинской шляхты. Например, придворные музыканты гетмана Ивана Мазепы или семьи Разумовских должны были уметь играть на торбане — разновидности бандуры».

Ныне, как и когда-то, инструменты изготавливают по старой европейской традиции — из ивы или клена, хорошо, если деревья расколоты пополам от ударов грома. Говорят, что тогда кобза или лира лучше будут звучать. Музыканты поют старинный репертуар, переданный им в наследие от учителей-наставников Николая Будника, Николая Товкайло. Также ездят в экспедиции, откуда привозят новые песни. Тарас Компаниченко рассказывает, что многие из них нигде письменно не зафиксированы, просто живут в народе. Кое-где можно найти и думы, но эпическая традиция в Украине почти уничтожена.

Кобзарей Тараса Компаниченко, Эдуарда Драча, лирника Сашка можно было послушать на малой кобзарской сцене. Вообще на каждой сценической площадке выступали исполнители аутентичной музыки, фольклорные коллективы из Литвы, Польши, разных регионов Украины. Зрители то присоединялись к одной группе, то шли к другой, то садились на траву и мечтали... Может, о «країні мрій»?.. Своей, родной, построенной для восхищения, уважения, и даже, пусть, на зависть другим... В такой организации фестиваля ощущалась демократичность и европейскость с выделенной украинской идентичностью. Повсюду стояли большие соломенные Марены (персонаж праздника Ивана Купала, которого бросали в воду или же сжигали в купальском огне), украшенные лентами, приворотным зельем...

Родители с детьми на детской площадке делали куклы из травы, вырезали вытынанки, на длинном полотнище рисовали страну своей мечты. В этой заветной стране обязательно должны быть, по словам девятилетнего Ярослава Гридковца, — украинский дом с садиком и цветником, любимые кот с собакой, мама с папой и небо... небо Украины... У барда Эдуарда Драча есть такая песня «Небо Украины». Послушайте как- нибудь, поймете эти детские мечты...

Молодежь и не только брала мастер- классы по танцам у киевской группы «Божичи» и ансамбля «Троян» с Ровенщины и выдавали польку, краковяк, карапец... Леопольд Ященко, руководитель хора «Гомін», подыгрывал им на свирели. «Эти танцы танцевали еще наши отцы и деды, — говорит участница фольклорного коллектива «Троян» из села Люхча на Ровенщине Вера Хижняк. — Мы хоть уже и немолоды, но тоже так забавляемся. Наши дети тоже поют, создали свою группу «Веселка». Жизнь в селе тяжелая, нужно наработаться в поле, на огороде, возле скотины, да и в хате... Но как приходит воскресенье, праздник, отдыхаем, собираемся, поем вместе... Песня помогает жить. Посмотрите, какой у меня наряд. Это еще мамин. Надену и думаю, как когда-то было... Ощущаю причастность к своим корням».

Всех восхитила своей лиричностью и настроем певица из Шотландии Ишбель МакАскилл, выступавшая в сопровождении украинской группы «Йо'Гурт». Она — исполнительница кельтской музыки. Пела старинные песни на гэльском языке, который является родным для многих жителей Великобритании. Собственно, кельтская музыка заметно повлияла на европейскую современную культуру на уровне стилистических заимствований и возникновения целого жанра «нью эйдж» (new age). Значительного коммерческого успеха достигли выходцы из кельтской культуры певица Энья (Enya), группа «Кленнед» (Clannad).

Купальским было открытие «Країни мрій» на вечерней сцене, над Днепром. Нина Матвиенко и Олег Скрипка зажгли свечи на большом венке, перед этим исполнив дуэтом композицию «Ой, на Йвана Купала», — это было их премьерное выступление! Голос певицы, казалось, вобрал всю живительную силу украинской песни, и возносился к небу... Публика была поражена... Дальше зрители пели и веселились с «Карпатиянs», знакомилась с музыкой финской группы «Spontaani Vire», чешской «Cankisou» и молдавской «Здоб ши Здуб». И по завершении первого фестивального дня еще долго не расходились.

«День» поинтересовался впечатлениями о фестивале, его организации, выступлениях украинских групп и исполнителей у гостей из-за рубежа:

Ишбель МакАскилл, Шотландия:

— Организаторы фестиваля вместе с Британским Советом и со мной решили сделать совместный украинско-шотландский проект на сцене «Країни мрій». Так я спела в сопровождении прекрасной украинской группы «Йо'Гурт». У нас была только одна репетиция, но зрители подходили и говорили, что мы гармонично звучали, словно знали творчество друг друга давно. Это свидетельство того, что, наверное, существует ментальная и музыкальная схожесть между украинцами и шотландцами. Мне особенно понравилась группа «Карпатиянs». Они в основном играли так называемую музыку гор — напряженную, даже пророческую, вобравшую в себя все природные стихии. Я выросла среди шотландских гор и в творчестве горцев-шотландцев моя душа. А еще была поражена пением Нины Матвиенко! Ее голос звучал так сильно, будто рассекал небо!

Я до сих пор знала немного об Украине, только то, что когда-то она была кормилицей России; о частых забастовках шахтеров и о богатой культуре, которая десятилетия находилась под советской неволей. Конечно, не представляла, в каком состоянии эта культура находится сейчас. Но этот фестиваль подтвердил, что украинцы познают самих себя. Признаюсь, шотландцы тоже тепло бы восприняли и познакомились с вашим фольклорным наследием у себя дома.

Музыканты группы «Cankisou» (Чехия):

— Мы выступали на подобных фестивалях в Германии, Венгрии, Швейцарии, Австрии, Польше. Можем утверждать, что «Країна мрій» — один из немногих фестивалей, где чувствуется особая гордость украинцев за свое. Возможно, потому, что украинская культура долгое время не культивировалась как качественная, интересная. Сейчас в Чехии много ваших рабочих. Не секрет, что они считаются дешевой рабочей силой. Когда говорят об украинцах, то возникают определенные ассоциации — они скромные, честные, работящие... Но это один из аспектов имиджа Украины в мире, так сказать, не очень полноценный, и даже удачный. Мы убеждены, что, собственно украинская культура, автентичная и современная, смогла бы дополнить, изменить представление иностранцев о вашей стране. Наконец, первые шаги в улучшении имиджа уже сделаны — это победа Русланы на Евровидении. Теперь делайте следующие...

P.S. Фестиваль «Країна мрій» представил настоящую Украину, ее культуру, людей —зарубежным гостям, а украинцам — самих себя: интересных, многогранных, конкурентоспособных европейцев. Для этого организаторы фестиваля под руководством Олега Скрипки хорошо постарались. Они обеспечили качественный звук и свет, разумно объединили и представили действа на всех трех сценах, объединив их настроением в один праздник... На склонах разместили летние ресторанчики, где можно было неспеша выпить сок или пиво. О втором феерически насыщенном фестивальном дне читайте в завтрашнем номере.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ