Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От народной иконы до мирового модерна

6 октября, 1996 - 20:14


Начало на1-й стр.

Так, Леонардо Бенатов-младший лично поддерживал приятельские отношения с Сальвадором Дали. Художник передал «Вальзуани» права на отливку наилучших — как он сам считал — работ: «Носорог в кружеве», «Венера Милосская со шкатулками», «Космический носорог», «Бюст со шкатулкой», «Минотавр» и других. Сегодня Леонардо Бенатов-младший так вспоминает о гении сюрреализма: «Он никогда не хотел быть таким, как все. Он был гением, абсолютно уникальным человеком. Создание уникальных, ни на что не похожих вещей было, если можно так сказать, его авторским кредо... Он был стопроцентным художником и не разбирался ни в чем, что не касалось творчества». Кстати, как уже сообщала «Дню» Наталья Заболотная в блиц-интервью, скоро в Киев (опять же благодаря содействию Леонардо Бенатова) прибудет большая выставка работ, а также фото и других материалов, которые касаются жизни и творчества Сальвадора Дали.

По словам господина Бенатова, изготовление скульптуры, которое в бронзе воспроизводится по восковому подобию, — процесс очень сложный. На изготовление большой скульптуры такой, скажем, как «Мыслитель», цех затрачивает по меньшей мере четыре месяца. Право на отливку предусматривает, что литейная мастерская может изготовить оригиналы (т.е. восемь плюс четыре отлива, которые принадлежит художнику), а также так называемые мультипли — их может быть 100, 200, 300. Процесс изготовления скульптур контролируется очень жестко, в частности, со стороны полиции, специализированных государственных компаний, а судебные исполнители регистрируют и нотариально заверяют факт выхода каждой скульптуры.

Леонардо Бенатов, с которым посчастливилось пообщаться украинским журналистам и ценителям искусства на открытии «Большого антикварного салона-2009» в Киеве, является не только владельцем всемирно известной литейной мастерской, а и достаточно известным в Европе скульптором. Учитывая особенности этой насквозь пропитанной творческим духом среды, в которой ему пришлось сформироваться как личности, это не вызывает удивления. Вряд ли Леонардо Бенатов мог сделать выбор в пользу другой, более прагматической стези. Между прочим, скульптуру Леонардо Бенатова-младшего (работы «Эмигранты» и «Персей») в экспозиции Украинского дома также можно увидеть.

«Знаменитый «Ла-Куполь», отцовский ресторан на Монпарнасе, где жили и мы сами, расположен на той самой улице, где в начале своей карьеры жили Модильяни, Пикассо, Серебрякова, Анненков, Ансуров и многие другие художники. Они все жили в одном доме, — вспоминает Бенатов в интервью украинскому творческому журналу. — Когда мы были детьми, в нашей квартире был мезонин (надстройка над средней частью дома. — Прим. «Дня»). Когда мы спали там, отец нам запрещал громко разговаривать, потому что в большом зале на первом этаже он принимал своих друзей. Они курили черный табак, дым от которого поднимался к мезонину, пили и много общались, а мы слушали эти истории, их дискуссии, впитывали в себя их философское понимание жизни и искусства. Собственно, именно поэтому я и стал художником».

Это фантастическое воспоминание, которое сохранилось в памяти господина Леонардо, может свидетельствовать о том, насколько важным является культурный контекст в развитии как каждой отдельной личности, так и общества в целом. К сожалению, украинское общество в течение многих лет было принудительно «обесточено», отрезано не только от европейской культурной жизни, но от своей собственной. Здесь позвольте обратиться к нашему недавнему интервью с украинским галеристом, владельцем галереи «Триптих» Юрием Комельковым («День» №147 от 21 августа 2009 года), который отметил тот грандиозный эффект, на который способно искусство, если его применять на масштабном общественном уровне: «С появлением в жизни человека искусства у него появляются какие-то искренние порывы, и это очень быстро создает вокруг него круг единомышленников. Мне приходилось даже наблюдать за тем, как в течение полугода искусство полностью изменяло человека: язык, привычки, способ жизни... Если бы в Украине всерьез занялись образованием, в том числе культурным, то это был бы самый дешевый и эффективный способ изменить общество», — убежден Юрий Комельков. И, очевидно, именно в этом состоит наиболее дальновидная и стратегическая цель художественных акций Украинского дома, и здесь сложно удержаться от оваций в адрес их организаторов. Пусть не все, не сразу и не вполне могут оценить с собственно художественной точки зрения этот набор шедевров, но в данном случае важен именно контекст, в который попадает личность. И важно, чтобы этот контекст сопровождал человека с раннего детства. Гость «Большого антикварного салона-2009» Анна Снитко, искусствовед, преподаватель курса «Мировая художественная культура» в столичном Украинском гуманитарном лицее утверждает: «Эстетическое и культурное воспитание — дело не такое легкое и быстрое. Нужно прежде всего общее воспитание (ведь отсутствие культурной эрудированности начинается еще со школы), а также самообразование. Человек должен сам работать над собой, овладевать определенными знаниями, определенным видением того или иного вида искусства, культурной эпохи. Для этого нужен не один год. В этом смысле в Украине до сих пор господствует невежество, даже среди журналистов», — считает искусствовед.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ «МОСТИК» МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПОЙ

На первый взгляд, совсем несоразмерной с основной экспозицией Антикварного салона представляется коллекция народной иконы Средней Надднепрянщины из частного собрания художника Николая Бабака. Но это только на первый взгляд. Стоит ли говорить, что эти иконы не менее шедевральны, чем скульптура Дали или Родена? Кроме того, если задуматься, народная украинская икона и мастерская «Вальзуани» также имеют своеобразную связь. А мостиком между ними является Александра Экстер. Гипсовые барельефы художницы-авангардистки, а также бронзовые скульптуры, отлитые в «Вальзуане», — особенно ценные для украинского эстетического восприятия. Потому что их авангардность, причастность к духу собственно европейского сливается в одном удивительном художественном феномене с украинским народным искусством, с которым Экстер была неразлучна даже в далекой Франции.

В свое время парижский эксперт по творчеству Экстер Жан Шовлен передал «Вальзуане» права на работы художницы. Когда в руки Леонардо Бенатова попали работы Экстер из папье-маше, он решил их воплотить в керамической форме, чтобы они лучше сохранялись (это, собственно, и есть те барельефы, которые также стали частью экспозиции в Украинском доме).

— Авангард, который представляет Экстер, а также такие художники как Малевич, Ларионов, Гончарова, отталкивается от так называемого примитива народного искусства, архаики, — анализирует Александр Соловьев, куратор PinchukArtCentre. — Несмотря на эмиграцию, эти художники все же были частью славянского мира, где икона традиционно занимает главное место. Это один из условных видов искусства, который значительно ближе к абстракции, к современному нам искусству, чем, предположим, пейзажи XIX века, хотя этот век ближе к нам во временном измерении. Можно проследить характерный условный язык, лаконичную форму, открытые цвета, обобщенную линию. Для народных мастеров было важным не создание эффекта присутствия, а создание образа-переживания, подчеркивание сакрального и духовного начала. Поэтому здесь параллели очевидны. Не зря «Черный квадрат» Малевича называют иконой XX века.

Отыскивать тонкие и почти невидимые ниточки, который протянуло время и история между украинским народным искусством и шедеврами мирового авангарда, при помощи собственного эстетического чувства и фантазии — редкое наслаждение. Приглашаем и вас присоединиться к этому художественному исследованию!

Экспозиция «Большого скульптурного салона-2009» работает с 5 до 17 октября ежедневно с 10.00 до 20.00. Стоимость билетов — 50 гривен, льготный билет будет стоить 20 гривен.

Маша ТОМАК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ