Разнообразие нынешних художественных выставок с разными этическим и эстетическим принципами наполнения их экспозиций все же не утоляет голода придирчивых зрителей: что-то очень важное, что не укладывается в салонно-галерейные концепции, однако чрезвычайно необходимое в осмыслении нашей национальной жизни, как ослабшему в начале весны организму — витамины, постоянно остается за кадром.
Вплоть до недавнего времени считалось, что, кроме знаменитого полотна Ильи Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану» и работ еще нескольких авторов, во времени немного более близком к нам, исторической живописи в украинском изобразительном искусстве почти нет. Эта ситуация, в конечном итоге, имела свое объяснение: трактовка истории для украинцев регламентировалась в имперском пространстве верховными канонами — «во избежание всяких вольностей», поэтому мастера кисти, чтобы не накликать на себя гнев власти и не быть обвиняемыми в каком-нибудь дежурном «-изме», осмотрительно выбирали по большей части нейтральные темы. А между тем в России историческому жанру посвятили себя десятки художников: там, конечно, ущербность не культивировалась.
В настоящее время ситуация в нашем художественном пространстве категорически изменилась. В Доме художника были представлены живопись, керамика, ткачество, скульптура и тому подобное. Выставка не просто поразила образным наполнением, богатством жанров, стилей и техник, — она своим мощным эмоциональным звучанием и проукраинским наполнением буквально переворачивала душу зрителей. В выставочных залах украинская история наконец заговорила в полный голос: авторы средствами искусства подали свое ретроспективное виденье и осмысление как отдельных событий нашего непростого прошлого, так и знаковых фигур, которые раньше подлежали суровому «табу». Поэтому фактически имеем не только прорыв в новый духовный мир, не только серьезное художественное явление, которое еще будет скрупулезно анализироваться знатоками и широко обсуждаться, но и весомое политическое событие, которое у одних вызывало искреннее восхищение и надежду, а у других — к сожалению, нескрываемое раздражение.
Напомним, что это уже четвертая выставка под лозунгом «Украина от Триполья до настоящего в образах современных художников» (проходит каждые два года). Автором идеи и куратором акции неизменно является художник-монументалист Александр Мельник, а его верным помощником стал побратим из секции монументалистов Олесь Соловей. В этом году организаторы Украинского биеннале достигли, кажется, той высокой планки, когда могут быть морально удовлетворены сделанным. Как признался А. Мельник: «У нас сначала были сомнения, наберется ли достаточно работ, потому что сегодня художникам действительно работать тяжело, закупок практически нет. Но когда из всех концов Украины художники прислали фото своих картин, стало понятно, что импреза очень популярна: если на предыдущей было выставлено 170 работ, то на этой — уже 240».
Амплитуда исследуемого художниками времени — от трипольских прозрений (на эту тему были представлены замечательные работы в камне Михаила Горлового, в частности, его «Мізинські музики»), битв с врагами древних русичей, а позже казаков — вплоть до кошмаров искусственного Голодомора в ХХ веке, к соревнованиям УПА (поражающая по экспрессии 5-метровая роспись Олеся Соловья и Леонтия Воедила «Золотой сентябрь», сделанная для Демьянового Лаза, что на Ивано-Франковщине, и выдвинутый Киевской организацией НСХУ на получение Премии им. Бойчука) и событий уже совсем близких к нам. Сквозь всю экспозицию красной нитью прошла мысль о неразрывном единстве и взаимозависимости прошлого, современного и будущего. Вопросов поставлено много, и каждый сам будет искать на них ответ.
Среди участников выставки было много молодежи. Здесь встретились две школы — Харьковская (мастерская Виктора Гонтарева, который ушел из жизни в прошлом году) и Киевская (мастерская профессора Николая Стороженко). Их ученики представили своих учителей очень достойно. Среди наилучших полотен киевлян можно назвать работу Ольги Колтун «Покрова. Гетман», Татьяны Кашкаровой «Сон. Виденье», Андрея Краснощокова «Мазепа», а из харьковчан — Тани Ивановой «Театр Леся Курбаса», Светланы Турбати «Год 33-й. Украина», Костя Авенинского «Цветок таран. Год 1941» и другие.
На молодежь большое впечатление производят поездки по историческим местам страны, которые ежегодно организует господин Мельник, в частности посещение Батурина. На выставке много работ было посвящено Ивану Мазепе и событиям в бывшей гетманской столице в начале ХVIII в. (Андрей Краснощеков «Спаси, Господи, люди твоя»; Анна Фурс, триптих «Судьба. София Русинская, Гальшка Гулевичевна, Магдалена Мазепина» и другие).
Конечно, открытия и экспрессии хватало и в работах старших художников: тревожно пророчески вибрирует красный фон на картине Вениамина Скорняка «Кобза» (в 1964 г.), теплую улыбку вызывает лирическое полотно Веры Кулебы-Бариновой «1945. Из моего детства», и острой иронией играет робота Владимира Гарбуза «Три гетмана». Интересно было смотреть всю экспозицию, и из нее выделялась искусно выполненная М.Стороженко оригинальная мозаика «Артем Ведель», работы Виктора Гонтарева из серии «Мой Гоголь» («Дорога на Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»), за которую он в прошлом году получил Шевченковскую премию, а также «Мамай» Василия Корчинского и «Украина в огне» Владимира Прядко и Елены Владимировой; узнавались совершенные полотна Александра Ивахненко и Василия Гурина, а Наталья Литовченко представила четыре замечательных гобелена «Гетманы»...
В «Книге отзывов» свои трогательные записи оставили: Евгений Сверстюк, Михаил Горынь, Любомир Пыриг, Леся Дычко, Владимир Губа, Мария Влад и немало других известных и уважаемых людей.
Как один из итогов выставки — директор Национального заповедника «Гетманская столица» в Батурине Наталья Реберная подала в министерство заявку на закупку для своего музея 16-ти работ из представленной экспозиции.