В Харьковском национальном университете имени Каразина студенты четвертых курсов представили восемь проектов культурно-исторических экскурсий по городу, настоящие «ноу-хау» в экскурсионном деле.
Научный студенческий семинар «Историко-культурный образ Харькова: виртуальные экскурсии по городу» продолжил ежегодную традицию, объяснила модератор события, кандидат исторических наук Наталья Аксенова, организаторами мероприятия стали два вуза — Харьковская государственная академия культуры и Национальный университет имени Каразина. Она уверена, что само студенчество сейчас становится основой позитивных преобразований в обществе. «Именно молодежь является движущей силой изменения культурной парадигмы и трактовки образа Харькова и его культурного ландшафта! — отмечает Наталья Аксенова. — Поскольку государство совсем не приобщается к созданию новых культурных образов и смыслов, которые бы распространились в целом».
Новые культурные смыслы организаторы и участники семинара стремятся донести до каждого украинца через экскурсии и надеются переориентировать харьковчан с внешнего на внутренний туризм, потому что, говорят, «сейчас люди больше знают о Турции с Египтом, чем о соседней области, в которой есть настоящие сокровища».
Среди лучших экскурсий, представленных на семинаре, назвали гид по Харькову футуристическому от Риммы Лысенко, где освещается жизнь города в начале 1920-х годов, рассказывается о воплощении литературных футуристических течений и следе футуристов как гениев эпохи в материальной культуре города. «Здесь сохранились дома, в которых выступал Маяковский, работал Михайль Семенко, который преимущественно свое творчество посвятил Харькову, где были научные общества», — рассказывает Наталья Аксенова.
АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ / ФОТО С САЙТА PANORAMIO.COM
Она также отметила экскурсию «Нескучный Харьков для Зинаиды Серебряковой» Натали Тюркеджи, где поставлен вопрос создания музея в доме выдающейся художницы в поселке Нескучном. Отсутствие такого заведения организаторы считают абсурдным, потому что Серебрякова для Украины — фигура, сравнимая с Гогеном. Также интересным проектом считают экскурсию «ХТЗ — машина времени» Полины Огаревой, которая дает представление о том, как развивался индустриальный городок и какой вид он имел в начальном замысле архитектора.
Однако наиболее поражающим организаторы называют доклад «Волшебная сказка украинского модерна» о памятниках украинского модерна в Харькове студентки музейного отделения Дарьи Ковтун. «Только неповторимого украинского модерна в Харькове ориентировочно тридцать памятников мирового значения! — говорит Наталья Аксенова. — Прежде всего, это дом на современной Павловской площади, также это известное здание, в котором находится Академия дизайна и искусств. А еще дом Ивана Блакитного и дом литераторов на улице Искусств, о котором писал Сергей Жадан в своей кандидатской диссертации. Там до сих пор сохранилась лестница в стиле украинского модерна, которая вызывает восхищение».
Аксенова подчеркивает, что Харьков является столицей современной архитектуры всей Украины, и кроме собственно украинского модерна здесь находятся также здания австрийского, скандинавского и американского модерна, потому что город «безумно вбирал модерн и рос на нем» в период экономического процветания в конце ХІХ — начале ХХ века.
Научные руководители рассказали, что студенческие проекты рассматриваются как будущие стартапы, которые воплотятся в реальные маршруты, а их научные инициативы оценены с точки зрения навыков создания определенного культурного продукта.