Единственный в Украине Фестиваль античного искусства дает возможность повернуться лицом к древности, услышать ее мощное звучание в вечности, почувствовать ее неизбывную энергетику. В нашей стране много мест, славных своей историей и культурой, но Крым — концентрация античности и здесь лучше всего ощущается дыхание живой Антики. Девять лет существует в Восточном Крыму, в Керчи Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». В Древней Греции проходили агоны — соревнования, в которых боролись за звание лучшего и в спорте, и в искусстве, прославляя силу и могущество Боспорского царства. На современной территории этого царства и существует сейчас фестиваль «Боспорские агоны», созданный усилиями сотрудников Керченского Фонда «Боспор», стремящихся возрождать и популяризировать родной край. Автор идеи и творческий вдохновитель этой грандиозной акции Татьяна Умрихина, ныне заместитель председателя Совета министров АР Крым, вместе со своими единомышленниками, в этом году решила расширить рамки «Боспорских агонов» и задействовала кроме Керчи другие города крымского полуострова. В «агонах» принимали участие представители различных конкурсов — литературного, музыкального, музейного, кинематографического, бардовской песни, изобразительного и фото-искусства и основного, театрального конкурса.
Замечательным подарком зрителям Керчи, где по традиции состоялась масштабная церемония открытия IХ «Боспорских агонов», проходящая у подножья легендарной Митридатской лестницы стали спектакли: «Антигона» Софокла Московского театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой с ее участием, «Сарданапал» Дж.Г.Байрона Московского театра «У Никитских ворот», пародийно-сатирическое представление «Необыкновенный концерт» Центрального театра кукол им. С.Образцова, «Ночная симфония» Б.Барского Одесской комик-труппы «Маски» .
Программа театрального конкурса проходила в Евпатории. В программе было представлено 9 спектаклей из Украины, Белоруси, Польши, Азербайджана. Спектакли игрались на разных языках, но их объединил язык искусства. На нем легче всего обращаться к зрителям, вероятнее всего достучаться до их сердец.
В IХ «Боспорских агонах», кроме античной тематики, присутствовали спектакли, к ней приближенные. Но, несмотря на разность драматургического материала, во всех спектаклях можно было найти объединяющее начало. Это тема — человек и власть, в той или иной трактовке или интерпретации. Оказывается, именно она остается актуальной для современности с тех давних, античных времен.
Одним из первых обратился к художественному исследованию этой темы Софокл. Нравственный поединок Антигоны и царя Креонта («Антигона»), начавшийся еще в античные времена, не находит разрешения и до наших времен. Как слаб человек! Но как же сильны отдельные представители человечества! И в этом — вечный росток надежды на победу добра над злом. Еще один вариант взгляда на власть — в трагедии «Царь Эдип» Софокла в спектакле Бакинского камерного театра. Внутренняя выстроенность спектакля и его внешняя атрибутика намеренно уводят зрителя от ощущения давности происходящих событий. Творцы спектакля настаивают на вневременности сюжета и возводят на пьедестал нравственности человека, «возжаждавшего правды больше, чем власти и счастья». Главное стремление царя Сарданапала («Сарданапал») — сохранить власть, удержать ее любой ценой, не взирая ни на что и ни на кого. Так же необходима власть и возможности, благодаря ей, открывающиеся, римской царице Мессалине из спектакля «Химера» Н. Нежданы Киевского ТЮЗа на Липках. Природа людей, стремящихся к власти, обнажается здесь до предела, мораль и нравственность для них — пустой звук. Надуманное превосходство одних людей над другими, внутренняя глухота и нежелание услышать проблемы других людей ярко продемонстрированы в спектаклях «Дилижанс» Л. Филатова по новелле Мопассана «Пышка» Крымского русского драмтеатра им. М.Горького и «Одинокий Запад» М. Мак-Донага Гродненского драмтеатра. Своеобразно интерпретировал произведение Сервантеса «Дон Кихот» коллектив Крымского украинского музыкального театра, реш ив его в форме классического балетного спектакля. По обыкновению нелепый Дон Кихот здесь еще смешнее, но свои усилия он направляет не на борьбу с ветряными мельницами, а на помощь влюбленной дочери трактирщика в Барселоне. На мальчишку Матиуша из спектакля «Король Матиуш» Я. Корчака Театра юного зрителя «Дети Заглембия» (Польша) власть свалилась совершенно неожиданно. Как выглядит возможность управлять людьми с точки зрения ребенка и какие приоритеты ставит он в решении государственных вопросов? На большом двухметровом троне Матиуш выглядит растерянным воробышком, но чистота его детской души может сотворить чудо. Поразительным контрастом с ним выглядят взрослые министры, которые не представляют своей жизни без государственных портфелей и кресел. Режиссерское решение так и заставляет их бегать по сцене, не отрывая от себя, дарующих власть, кресел. История, рассказанная в спектакле «Мой ангел Анна» Симферопольского театра «Улыбка Пьеро», о времени, казалось бы, недавнем. Судьба адмирала Александра Колчака, история его любви к Анне Тимиревой разворачивается на фоне трагических событий российской истории в вихре борьбы за власть белогвардейцев и большевиков.
Спектакль «Сестры Психеи» Минского республиканского театра белорусской драматургии, получивший Гран-при IХ «Боспорских агонов» представил яркий, образный и эмоциональный взгляд на тему — человек и власть. Сюжет из древнегреческих мифов о дочерях короля Хирама, повелителя маленького королевства Гелика на окраине Эллады — Ате, Ифиде и Психее рассказан современным белорусским драматургом Сергеем Ковалевым как притча о конфликте разума, чувств, любви и веры. Спектакль выстроен по образцу греческих трагедий с явным приоритетом главных героев и обязательным окружением, своеобразным античным хором, комментирующим события и выступающим противодействующим звеном. Три сестры по-разному понимают жизнь, отношения с окружающим миром, чувства привязанности. Насилие в мелочах перерастает в глобальную тиранию и теряются человеческие ориентиры добра и справедливости. Спектакль решен в черно-белой графической сценографии, делающей акцент на борьбе черного и белого в отношениях людей. Белая ткань, разматываемая и заполняющая сцену легкой шуршащей волной, изобретательно трансформируется в различные визуальные образы. Ассоциация движения этой белой узкой полосы ткани с нитью Ариадны, словно ведущей нас по канве событий, придает действу масштабность и образную метафоричность. Спектакль многоплановый, дающий пищу воображению и уму.
Вот такая палитра театральных интерпретаций, античных и не очень, была представлена на IХ «Боспорских агонах». Думаю, не только у меня, а и у всех внимательных и думающих зрителей возник вопрос — если в античном человеке боролся человек и зверь, поборол ли внутри себя этого зверя человек последующих эпох, наш современник? Как не хочется, чтобы этот вопрос остался риторическим...
КОММЕНТАРИИ
Елена КАМБУРОВА, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии:
— Во все века и времена художники творили свою историю, она шла параллельно с историей войн, завоеваний, насилия, политики, иногда они пересекались, иногда нет, но творчество, культура не может не влиять на то, что происходит в общественной жизни. Я выросла на Украине, училась в Киеве, мои предки — мариупольские греки, я не представляю возможным отделить Украину от себя. И таких людей, как я, огромное количество. Наверно, прошло еще очень мало времени, чтобы мы смогли осознать, что Киев, Крым, Ялта, Керчь — это что-то отдельное, заграничное. В моем сознании это все единое. И вот этот фестиваль имеет огромное значение в смысле как раз объединения. Политики могут говорить о чем угодно, а вот здесь — реальное ощущение того, что можно забыть, из какой ты страны. Неважно, откуда ты, когда разговор идет на языке творчества, эмоций, на языке театра. Здесь объединение происходит вне времени и пространства, это — одна большая территория искусства, освященная античностью.
Александр ЕРМАЧКОВ, министр культуры и искусств АР Крым:
— Мне приходилось принимать участие в проведении множества фестивалей, я знаю, что такое проводить большие солидные акции. И вот я вижу, как небольшая группа молодых людей, настоящих энтузиастов сумела поднять и провести «Боспорские агоны». Большое спасибо им за это. Должен ли фестиваль «Боспорские агоны» быть только античным по тематике? Я считаю, что все же богаче будет его палитра, если мы будем придерживаться девиза: «от античности до современности». На мой взгляд, это привлекло бы к нему больше зрительской молодежи. Несомненно, хотелось, чтобы друзей и меценатов у фестиваля прибавлялось, это способствовало бы увеличению его возможностей, расширению географии.
Марк РОЗОВСКИЙ, художественный руководитель Московского театра «У Никитских ворот»:
— Фестиваль «Боспорские агоны» — настоящий праздник античного искусства. Мне немного жаль, что наш спектакль оказался в числе почетных гостей, а не в конкурсной программе, для нас это было бы еще интереснее. Я в восторге от замысла этого блестяще придуманного фестиваля. Мне кажется, что вот именно эту чистоту идеи, хотя это крайне трудно, нужно бережно хранить. Понятно, что непросто набрать достаточное количество достойных спектаклей на античную тему, но именно этим фестиваль уникален во всем мире, эту ценность надо обязательно сберечь, постараться удержать его от «размывания» другими спектаклями, не дать ему превратиться просто в очередной театральный фестиваль. Этот, как модно сейчас говорить, бренд должен быть сохранен любой ценой, а человек, придумавший создать такой фестиваль на этой земле, должен получить самый главный приз.
Василий ЛАНОВОЙ, народный артист России:
— Обращение к древней цивилизации культуры — это то, чего катастрофически не хватает в современном течении нашей жизни, омраченном бездумным и глупым потреблением телевизионной продукции. Сегодня нельзя не говорить о деградации культуры на всех уровнях и вот этот фестиваль — как глоток свежего воздуха. Его организаторы словно останавливают нас на лету — люди, обращайтесь к этой древней культуре, пользуйтесь ее плодами, возвышайтесь в своем развитии, становитесь лучше и чище!