А вокруг самих волшебников-фокусников в свою очередь случаются чудеса. Как недавно. Молодые киевляне — Виталий и Алена Горбачевские — были приглашены виртуальной парижанкой Моник (которая оказалась главой престижного и всемирно известного артистического агентства) в Монте-Карло на концерты со своим иллюзионом «Художник». А оказались, как в сказке, неожиданно для себя участниками крупного Международного конкурса «Звезды магии». И случилось главное чудо — они завоевали гран-при «Золотую палочку» (конечно же, волшебную), хотя за все шестнадцать лет существования этого волшебного фестиваля ни одной награды еще не получал никто из Восточной Европы. Украина стала первой! И теперь эта пара будет занесена под своим сценическим именем «Двойная фантазия» («Double fantasy») в звездный список магов под номером семнадцать — 2002 год. Выступали киевляне в уютном, небольшом (350 мест) Театре принцессы Грейс. Легендарная кинозвезда, ставшая принцессой Монако и рано оставившая белый свет, создала в мечтах этот театр, проектировала его, украшала. И до сих пор в этой элегантной театральной бонбоньерке все остается по ее замыслу — цвет стен, мебель, зеркала, ковры, освещение. И чудо — с фасада театр одноэтажный, но имеет четыре этажа вниз по горе. «Монте» — по-французски «гора», Монте-Карло — гора Карл. Горы прижимают город к морю, этажи городских улиц соединяются узкими ступеньками (и лифтами), дома наращивают высоту вниз. Чудеса…
И еще один подарок судьбы — киевлянам за кулисами досталась комната-гримерная самой принцессы — первая от сцены, уютная и удобная. Маленькое сердечное чудо…
Были у молодых артистов и встречи, приемы — с прессой, с мэром Монте-Карло, с премьер- министром Монако и самим принцем Альбертом, который приехал за рулем собственного автомобиля и, паркуясь, хорошо долбанул его о высокую бровку (принц увлекается автомобилями, и у него большая коллекция старинных моделей).
Попав в монте-карловое чудо, Виталий и Алена нашли время нырнуть в эту сказку глубже. Их поразила невероятная чистота везде и повсюду, приветливость лиц, карнавальность служебных униформ, гармония архитектурных форм — от барокко до модерна, от дворцов до небоскребов. И каждый лоскуток этой скалистой земли украшен — фонтаном, скульптурой (часто юмористической), экзотическими растениями, изысканной гаммой красок, творческой фантазией жителей, которые живут в роскоши как в норме, сотворенной их собственными руками.
Симпатичной оказалась и компания коллег-артистов, из которых и состояла концертная и конкурсная программы. В первом отделении выступали молодые соискатели, а во втором — всемирно известные иллюзионисты, настоящие звезды магии. Они сердечно приняли киевлян в свой узкий круг, искренне приветствовали их, запросто вместе пили кофе (украинцы хорошо владеют английским). Кстати, наши артисты так и не заметили на ушах своих кумиров, отныне ставших их друзьями, звездной пыли. И соискатели не чувствовали зависти друг к другу, тепло, по-дружески болели друг за друга, желали успеха. А уровень профессионализма у всех был очень высок. Ведь их отбирала (по видеокассетам) сама мадам Моник со всего света.
Симпатичные крепкие голландцы — Винифред и Анжелика, брат и сестра, показывали «большой иллюзион», с машинерией, традиционным распиливанием пополам, исчезновениями и появлениями.
Очаровательная россиянка Елена Акатова, в прошлом танцовщица, так увлеклась фокусами, что теперь выступает с так называемой «общей магией» и трансформацией наряда, акцентируя внимание, конечно же, на национальных мотивах хохломы и матрешек. Между прочим, сделать номер ей помогал киевлянин Виктор Войтко (о нем немного далее).
Юные французы Филипп Бью и Давид Ковен, одетые в фиолетовые бархатные пиджаки, очень элегантно демонстрировали «кабинетные», «малоформатные» фокусы со свечами, огнем, цепями, бечевками — элегантно, весело, легко.
Японец Кеньджи Минемура завоевал «серебряную» волшебную палочку за образ официанта, в руках которого жили своей отдельной волшебной жизнью обычные столовые предметы — ложки, вилки, салфетки, бутылки, фужеры и тому подобное. Ловкость магических пальцев японца была фантастической.
Чем же околдовали публику и жюри украинцы? Думается, тем же, за что им присудили гран-при на I украинском конкурсе артистов эстрады (Киев, зима 2002 года) — духовностью, драматически-романтической историей любви и, конечно, волшебными превращениями (трюками — обыденно называют их артисты). Художник, неудовлетворенный своей абстрактной живописью, рисует девушку — свою мечту. И мечта оживает, сходит с полотна. Он дарит ей розу, а она шутит с ним, завязывает ему глаза, сажает в кресло, где он и исчезает… А сама превращается из нежной нимфы в жесткую «вамп». Но художник чудесным образом возвращается и растворяет свою призрачную мечту в пространстве вселенной. Как горький сон, как неосуществимое желание… Не только иллюзионная техника киевлян поражает зрителя. Трюк у них перерастает в образ, наполняется эмоциями, драматизмом, глубиной содержания. Славянский тип культуры, духовность, человечность выгодно отличают наших артистов во всем мире, поражают и захватывают.
Горбачевские чрезвычайно благодарны за свой успех учителям-преподавателям Киевского государственного колледжа эстрадного и циркового искусств, где они учились. Идея номера и коррекция трюков принадлежит Виктору Войтко, выдающемуся артисту магии, входящему в число лучших иллюзионистов мира. Драматическую линию отношений и событий разрабатывал с артистами режиссер Александр Заболотный, преподаватель мастерства актера. Пластической культурой Горбачевские обязаны Валентине Зайцевой, возглавляющей в колледже цикловую комиссию по хореографии. Манипуляции Виталий учился у Алексея Титаренко. Да и о других своих наставниках они тепло отзываются. Хорошо учили учителя — отлично научились талантливые ученики.
Уже немало поездили по миру — Турция и Южная Корея, Франция и Швейцария, Сингапур и Новая Зеландия, Индийский океан и Японское море… Только вот в Украине выступают нечасто и скромно — по элитным ресторанам и ночным клубам. Потому что нет в нашем государстве развлекательной индустрии, системы артистических агентств и культурных центров, где пользовались бы спросом чудеса.
В Монте-Карло артисты «Звезд магии» — соискатели и мастера — дали несколько концертов в Театре принцессы Грейс. Публика, которая целый год ждет этот осенний праздник чудес и магии, охотно платила за билет по 40 евро. Два концерта были специально для детей (цены ниже), которых в той стране духовно опекают и воспитывают на лучших образцах искусства. Перед театром зрителей развлекал уличный театр на ходулях из Уругвая. В фойе показывали микромагию (с картами, монетами, огнем) лучшие фокусники Франции. Афишами был украшен весь город, артистам дарили щедрые подарки. Их работа и быт были организованы безукоризненно и очень тепло, со вниманием и уважением.
А у нас, к сожалению, еще существуют немалые проблемы с культурой обслуживания, человеческим поведением и восприятием искусства. Похоже, мы больше рады обманываться не фокусами, а самой жизнью, иметь иллюзии не на сцене, а в собственном сознании…
Ау, Горбачевские! Войтко! Воронин! Буба и Бука! Струтинская! Чародеи, маги, волшебники! Где вас искать? Где встретить? На заморском телевидении? На туристических лайнерах в океане? В Диснейлендах чужих стран?
Ждем вас, мастера чудес, в Киеве, в Украине. Может, осуществится ваша и наша мечта и будет в столице одной европейской страны небольшой Театр Магии где-то возле Днепра. И тогда дороги ваши повернут домой, а кто забыл, где это — то язык доведет, сами знаете куда.
До встречи!