Спектакль «Белоснежка и семь гномов» в столичном Театре оперетты рождался, скорее, не благодаря, а вопреки — и политической жизни страны, и внутренней ситуации в театре. В дни оранжевой революции оперетта поддерживала демонстрантов, предоставляя помещение для ночлега и помогая им продовольствием. Опереттовцы перенесли празднование 70-летия своего театра, которое ранее планировали отметить в декабре, потом были отменены спектакли, репетиции...
Субъективной причиной, по которой премьера «Белоснежки...» оказалась под срывом, стал уход из жизни (в 37 лет) автора либретто и режиссера спектакля Александра Денякова. Зрителям Деняков известен как темпераментный и органичный актер, коллеги помнят его как доброго и интеллигентного человека, безумно любящего театр. «Белоснежка» должна была стать дебютом Александра в качестве режиссера... Заканчивать постановку пришлось Богдану Струтинскому. В канун Новогодних праздников состоялась премьера «Белоснежки и семи гномов». В этом спектакле состоялся дебют Тамары Калинкиной, выпускницы Киевского высшего музыкального училища им. Р. Глиера (класс Т. Коваль). В роли Принца выступил Арсен Примак, студент Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Эта молодая пара артистов обладает определенным синтезом, который необходим для оперетты: эффектная внешность, прекрасная пластика, хорошие вокальные данные, четкая дикция в разговорных сценах… Так, Арсен, второй год работая в театре, уже может похвастаться разнообразным репертуаром: начиная от характерного «жлоба» Феди Мефиля в трагифарсе «Такое еврейское счастье» до романтических образов — роли Принцев в «Карнавале сказок» и «Белоснежке...». Примак приобретает навыки актерской профессии непосредственно на практике (сцене), и для оперетты прямая выгода, так как мужской состав труппы ныне значительно сократился.
Обращаясь к популярным сюжетам есть опасность в чем-то повториться или дополнить канву, что нередко рассредоточивает драматургию. Сложно было Александру Денякову, знающему не только первоисточник сказки братьев Гримм, но и многочисленные театральные версии этой сказки; нелегко пришлось и композитору Владимиру Домшинскому. Ведь есть пример — известный балет «Белоснежка и семь гномов» В. Павловского, который уже много лет идет на сцене Национальной оперы Украины. Однако драматургия спектакля и музыка в версии оперетты оказалась интересна не только маленьким зрителям, но и взрослым. В их «Белоснежке...» хорошие диалоги и образные тексты для музыкальных номеров. Композитором блестяще использованы жанровые характеристики — песенность и ариозность (в партии Белоснежки и Принца), угловато- задорная скерцозность — в «обрисовке» характеров Гномов. Наиболее ярок, в актерском плане, образ Растяпы (Оксана Прасолова). Похоже, что в оперетте родилась интересная характерная актриса. Запомнилась зрителям и злая Мачеха (Людмила Бельская). Ранее актриса исполняла каскадные роли, а в последнее время блестяще играет характерный репертуар: взбалмошная и трогательная Мирабелла в «Цыганском бароне» И. Штрауса, обольстительная и огнедышащая Солоха в «Сне перед Рождеством» И. Поклада, а также кокетливая и сексапильная Виктория в покладовском «Таком еврейском счастье». Мачеха Л. Бельской в «Белоснежке...» парадоксальна — она красивая, но это зловещая красота. Композитор охарактеризовал героиню «рваными» ритмами и колючими интонациями танго. Блестящие вокальные данные позволяют Бельской в музыкальных номерах и простонать, и зловеще похохотать, и агрессивно «прорычать» текст.
В спектакле впервые был привлечен детский хореографический коллектив «Лелеченьки» (руководитель — Виктор Литвиненко). Ребята блестяще выполняют роли лесных зверушек и цветов: трепетные, естественные, участливые, сочувствующие… Постановка «Белоснежки...» получилась легкой, танцевальной, пластичной (балетмейстер — Александр Сегаль).
Среди ярких режиссерских решений — Зеркало. Традиционно оно представлено реквизитом или декорацией. В нынешней постановке оно персонифицировано (эту роль исполняет Анна Середа). «Живое» зеркало не только повторяет движения Мачехи, но и проявляет эмоциональные реакции: обижается, соглашается, подчиняется. Оригинально решен костюм (художник по костюмам — Ирина Диавиденко): серебристая парчовая блуза и черный низ напоминают зеркальце на ручке.
В «Белоснежке...» много спецэффектов, привлекающих внимание маленьких зрителей: игра светом, летящий с колосников серебристый дождик, фейерверки… Выход из зрительного зала актеров очень оживил детское восприятие — ведь увидеть в двух шагах настоящего Гномика или Принца — это настоящее чудо. А самой высокой оценкой для участников спектакля была реакция маленьких зрителей, которые прямо из зала общались с Белоснежкой, ругали Мачеху и даже подсказывали героине не есть яблочко. Дети поверили всему, что происходило на сцене — и доброй Белоснежке, и злой Мачехе. А значит — театр оперетты полностью подтвердил слова Льва Толстого: «Детей не отпугнешь суровостью. Они не переносят только лжи».