С началом кризиса отдыхать простому украинцу становится все более и более проблематично. Ведь скопить круглую сумму на фешенебельный курорт становится все труднее. К тому же и с экологией не все так просто в нашей стране — то холера свирепствует, то банальная кишечная палочка портит такой долгожданный отпуск. Заграничные южные курорты тоже в последнее время не гарантируют стабильности — то полыхают огнем революций, то травят туристов недоброкачественной водкой, то пугают отдыхающих акулами на побережье... Но отдохнуть все же хочется. Недаром бытует мнение, что если не потратишь деньги на отдых, то потратишь их на врача.
Зато проблема отдыха никогда не стояла перед заядлыми туристами, для которых палатка — дом родной. Он не меняется с годами, Ну разве что совершенствуется его «архитектура», цветовая палитра и структура материалов.
В этом году «День» побывал в одном из палаточных лагерей, раскинувшемся возле «зачарованной Десны», как назвал этот удивительный край знаменитый кинорежиссер Александр Довженко. На берегах норовистой красавицы, которая несется с большой легендарной скоростью, подмывая крутые берега, и частенько меняя русло, строить дома не решается никто из местных жителей. Ведь в перспективе дом может паводком смыть в реку, как это случается с огромными деревьями, растущими на берегу реки. Возможно, именно поэтому сохранились ее берега нетронутые цивилизацией. Правда, недалеко от Киева, в выходные дни, берега Десны становятся похожими на большую коммунальную квартиру. А некоторые «крутые» парни, приехав на один-два дня, срезают бензопилой деревья, которые им, видите ли, закрывают обзор на реку, оставляя после привала груду мусора, включая битое стекло, пластик, полиэтилен... Но отъехав от города километров на сто, можно найти и уединенную полянку!
КОМФОРТ... НА БЕРЕГУ РЕКИ
В лагере, в который меня пригласил Сергей Руденко — турист с почти сорокалетним стажем, все по-другому. Здесь не рубят живых деревьев, не оставляют после себя мусора. Ведь по Десне не только в паводок плывут высохшие стволы, приставая к берегам. Достаточно только поймать дерево и вытащить его на берег. Много и вдоль реки усохших деревьев и кустарников. Так что есть чем разжечь костер.
Сергей впервые отправился в поход, когда ему было 12 лет. С тех пор не мыслит себе отдыха без палатки. Вначале занимался пешеходным туризмом, затем горным, водным, велосипедным, а когда приобрел автомобиль, то освоил автотуризм. Путешествовать «на колесах» очень удобно, т.к. сам автомобиль может стать домом, а если еще есть прицеп, то можно оборудовать довольно комфортабельное жилище. Кроме палаток есть в лагере и печь, сооруженная из глины с решеткой для барбекю. Для нее необходимо принести ведер 10 глины с берега, а вокруг насыпать столько же ведер песка, чтобы греть в нем ноги поздними вечерами. В лагере, как правило, ходят босиком. Во-первых, заземляются, сбрасывая накопившееся в городе электростатическое поле, во-вторых, подпитываются энергией земли и, наконец, просто закаляются, чтобы зимой противостоять простуде.
В лагере С. Руденко есть даже душ, сделанный из 10-литрового пластикового баллона для воды, с распылителем и душевой кабиной из полиэтиленового рукава. А также есть выкопанный погреб для хранения картофеля и других овощей (кстати, рыбу и мясо в нем не хранят, во избежание отравлений), т.е. комфорт на природе организован очень грамотно...
РИСУНКИ НА ПРИРОДЕ
На Десне красивейшие закаты. Небо переливается такими удивительными красками, которые сложно описать словами. Разве что запечатлеть на фото или на бумаге. Возможно, налюбовавшись такими закатами, стала художницей 11-летняя дочь Сергея Руденко — Вероника. Она с трех лет ходит с папой и мамой в походы и с трех лет рисует. Сейчас занимается в изостудии «Народний візерунок» при клубе «Червона калина» в Святошинском районе Киева. Девочка — лауреат многих конкурсов, среди которых «Я гордий тим, що я українець», «Моя країна — Україна, і я її громадянин», «Діти проти насильства», «Україна очима дітей»... Участвовала в различных выставках детского рисунка в Киеве. Ее работы демонстрировались в Доме учителя, Доме природы, в Киевской мэрии, на Главпочтамте, в Киево-Печерской лавре, в Национальной академии музыки. Вероника имеет более полутора десятка грамот.
Но не только рисовать научилась она на природе. Вероника может разжечь костер, умеет ловить рыбу удочкой, управлять лодкой — грести на веслах и против течения, кататься на велосипеде и даже водить автомобиль!
КАК ВЫБРАТЬ МЕСТО ДЛЯ СТОЯНКИ?
Чем же руководствуются бывалые туристы при выборе места для стоянки?
— Все зависит от того, чего вы больше всего боитесь, — замечает Сергей РУДЕНКО. — Если боитесь комаров, то вам не нужно останавливаться в местах низких, заболоченных, где река меняла русло и остался залив, а также там, где много кустарников. Но такие места очень нравятся рыбакам, там лучше клюет рыба, а кустарник защищает от ветра и солнца. На высоких открытых берегах комаров практически нет, их сдувает оттуда ветром. Но ветер может сдуть и вашу палатку, причем вместе с вами, если она прочно не закреплена! К тому же, открытые места плохо защищают от солнца. Если оно вам противопоказано, то нужно искать укрытие в тени деревьев. Но не следует забывать, что во время грозы в высокое дерево может ударить молния. Поэтому устанавливать палатку под самым высоким деревом на берегу нельзя! Кстати, не забывайте, что во время грозы нужно обязательно выключать мобильные телефоны.
Низкие берега на Десне чаще бывают песчаными, а высокие — почти всегда глинистые. Здесь есть даже лечебная глина — зеленая и голубая, так что можно не только отдохнуть, но и полечить суставы.
КАКАЯ ПАЛАТКА ЛУЧШЕ?
Раньше у туристов были распространены двускатные палатки. Они устойчивые к ветру, их удобно ставить, но они, как правило, имеют маленький объем. Сейчас в продаже огромное количество всевозможных палаток, которые можно выбрать на любой вкус. Есть самоустанавливающиеся палатки-автоматы, которые имеют внутри пружинку и раскладываются как зонтик, но они часто ломаются, к тому же, в них нет оттяжек, поэтому они могут сами сложиться, когда начнется сильный ветер. Современные палатки чаще всего имеют форму лотоса, полубочки или различные комбинации этих форм. Эти палатки достаточно высокие, имеют гибкий каркас и не боятся ветра. Правда, есть у них небольшой недостаток — палатки комплектуются колышками, которые ветер тоже может вырвать. Но этот недостаток легко устраним — можно забить деревянные колышки, они будут держать палатку более надежно. А в горах, опытные туристы оттяжки наматывают на камень, приваливая его вторым для прочности (а стену от ветра тоже вымащивают из камней).
И еще совет: выбирать палатку нужно только в специализированных магазинах. Там они лучшего качества. Дешевые — ширпотребные палатки при первом же дожде могут дать течь или порваться от ветра!
КАК ПРАВИЛЬНО РАЗЖЕЧЬ КОСТЕР?
Тяжелее всего разжигать костер в дождливую и сырую погоду, — продолжает «ликбез» Сергей. — Поэтому нужно позаботиться о запасе сухих дров. Но даже в дождь в лесных зарослях можно найти сухие листья ветки, высохшую траву, которые еще не промокли. Но лучше всего всегда иметь под рукой запас сухой щепы, которую следует держать в не доступном для влаги месте.
Нужно также организовать защиту костра от ветра. Мы, например, возим с собой тонкий лист, который устанавливаем с подветренной стороны, а во время дождя накрываем сверху нашу плиту, устанавливая лист на четырех опорах. От ветра может спасти и тын, сплетенный из лозы, а в горах можно выложить с подветренной стороны стенку из камней.
Вначале строим домик или колодец из тоненьких сухих палочек или щепы, внутрь кладем бумагу, а если ее нет, то высохшие листья или траву. Деревья, которые растут у самой воды, во время паводка оказываются в воде и пускают тоненькие корешки в воду. Когда вода спадает, эти корешки высыхают и становятся отличным материалом для разжигания костра. В конце концов, можно разжечь костер и сухим спиртом, но тогда исчезнет прелесть романтики...
В общем, отдохнуть на природе можно очень комфортно, получив удовольствие, но все-таки, не забудьте, когда будете уезжать: закопать пищевые отходы, сжечь мусор и обязательно убедитесь, что ваш костер не тлеет, чтобы не натворить беды — пожара.