Роскошь, предмет коллекционирования, хобби, возможность влиться в интернациональное движение почитателей ретро- техники, вложенные годы работы и тысячи гривен — 140 таких автомобилей прибыло на фестиваль со всех регионов Украины, Беларуси и России. А один почитатель ретро-техники даже приехал из Македонии, за что впоследствии получил приз в номинации «Самый дальний автопробег».
Откуда же берутся такие чудеса техники? Большая часть участвовавших в фестивале автомобилей представляла собой хот-роды, автомобили со старинным корпусом и новой «начинкой», автомобили-самоделки по мотивам какой-либо ретро-модели, собранные часто из нескольких других. Небольшая доля участников «Автофорума-2004», 15—20 машин — хорошо отреставрированные оригинальные автомобили, которые достались своим владельцам по наследству или были выкуплены ими из чуждых ретро-страсти рук.
«Я увидел эту машину, которая на тот момент была в ужасном состоянии, по номеру нашел владельца — пожилую вдову, и в течении двух лет уговаривал ее продать мне автомобиль, — рассказывает Сергей, владелец очень популярного во время Второй мировой ГАЗа-675. — Бабушка отказывалась, уверяя, что машина является памятью о муже. Но я не сдавался, и в итоге автомобиль достался мне за две тысячи долларов».
«Надо быть психом в хорошем смысле слова, чтобы иметь такое хобби, — рассказывает президент технического клуба «Самоходъ» в Харькове Александр Осетров, — обладать очень сильной волей и обожать ретро-технику». Кроме удовлетворения собственных эстетических и технических капризов, ретро-автомобилисты преследуют и цели мирового значения: не дать антикварным автомобилям навсегда уйти на страницы книг, сохранить их в реальном времени. Правда, ездить на произведении технического искусства каждый день решаются не многие — жалеют своих ретро-любимцев. Все автомобилисты, как один, утверждают, что не такие у нас дороги. Да и вообще, чем старше автомобиль, тем большего ухода он требует. Так что, как рассказывают члены Клуба любителей антикварной и экзотической техники, антикварный автомобиль — роскошь, а уж никак не средство передвижения.
Хотя иногда любители ретро- техники все же выезжают на своем «коньке» на городские улицы, эпатируя публику: «У всех отвисают челюсти, а как-то один мужчина даже кинулся под колеса моего грузовика «Урал ЗИС-5» с криком «Стой, дай посмотреть!», — смеется Александр Осетров. Несомненно, ни один из автомобилей, представленных на «Автофоруме- 2004», не смог бы проехать по улицам Киева незамеченным.
Призы на фестивале присуждались в 15-ти номинациях. Гран- при взял «Меркури Монтклаир» 1956 года выпуска из Днепропетровска, который большинство участников фестиваля охарактеризовало как «полный отпад». «Самый активный участник» — Харьковский клуб «Самоходъ» — представил целых 12 автомобилей и пять мотоциклов. «Самой необычной конструкцией» стала «Причипка» с пикапом. «Пикап» сделан из двух «Запорожцев», а «Причипка» — из передней и задней частей третьего «Запорожца». Владелица Оксана Денис из Львова рассказала, что в обмен на «Причипку» им уже предлагали «Жигули» десятой модели, но они отказались. Впрочем, «самая необычная конструкция» была выставлена на аукцион. Продать свои самодельные ретро-автомобили хотят многие владельцы, чтобы на вырученные деньги создать новую машину, еще более совершенную.
В номинации «Самое богатое историческое прошлое» победил «Мерседес», принадлежавший Леониду Брежневу. На фестиваль его привез внук генсека. «Спасибо дедушке за автомобиль», — сказал Сергей Брежнев в отличие от прочих призеров, которые благодарили организаторов.