В украинском театральном пространстве существует множество различных театральных фестивалей. Со времен упразднения такой важной и необходимой в смысле взаимообогащения части театральной жизни, как гастроли, фестивали стали единственной возможностью, что называется, «себя показать и на других посмотреть». Жанровая направленность украинских фестивалей разнообразнейшая. Так, например, Днепродзержинск стал своеобразной столицей классической драматургии. Когда-то здесь возник Всеукраинский театральный фестиваль, со временем превратившийся в международный, — «Классика сегодня». Авторы творческой идеи — генеральный директор Днепродзержинского муздрамтеатра им. Леси Украинки Маргарита Кудина и главный режиссер театра Сергей Чулков, продолжают «вести по жизни» свое детище, и в этом году в городе состоялся уже VI Международный фестиваль «Классика сегодня».
Все фестивальные спектакли проходят на сцене Театра им. Леси Украинки, коллектив которого настойчиво творчески трудится над тем, чтобы Днепродзержинск приобретал славу театрального города. Основания для этого есть, ведь театр в городе любят, и фестиваль «Классика сегодня», который проходит раз в два года, ждут с нетерпением. Такая важная международная творческая акция находит поддержку местных властей.
Вечные ценности классики... Их незыблемость порой поражает своей актуальностью. Смотришь спектакль по пьесе, написанной 100 — 200 лет тому назад, и просто диву даешься, как мало меняется природа человека и как, несмотря на время и расстояния, продолжают трогать нас судьбы людей, волновать былые события. Классическая пьеса всегда есть основой репертуара любого театра. Различно отношение к ней, разнообразны пути воплощения, своеобразны модели сценического прочтения, но всегда — это желание прикоснуться к мудрости классиков, сумевших создать некие художественные обобщения жизни человека.
Афиша фестиваля «Классика сегодня» состояла из девяти спектаклей. Кроме украинских театров в гости к днепродзержинцам приехали Ярославский театр юного зрителя (Россия), Минский новый драматический театр, Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича (г. Бобруйск, Беларусь), Театр для детей и юношества г. Тимертау (Казахстан). Украина была представлена в фестивальной программе шире всего. Кроме хозяев — Днепродзержинского театра, свои спектакли показали ближайшие соседи — днепропетровские театры: русский им. М. Горького, украинский им. Т.Г. Шевченко, муниципальный театр «Верим!», из Николаева приехал коллектив Русского художественного театра. Все спектакли вызывали у благодарных зрителей огромный интерес, но патриотизм днепродзержинцев совпал с мнением жури, и приз за лучший спектакль получил спектакль «Женитьба Белугина» А. Островского, Н. Соловьева в постановке Днепродзержинского театра им. Леси Украинки. Сохраняя традиционную манеру игры, режиссер Н. Ширяев попытался придать повествованию свежесть современного восприятия. Актеры, играющие молодых героев, и сами молоды. Они искренни, органичны, живо принимают судьбу своих персонажей. Актеры старшего поколения мастерски создают образы с хрестоматийными судьбами — деспот- отец, хитрая мать дочери-бесприданницы, покорная жена. История брака по расчету с богатым наследником и облегченное понимание приоритетов девичьей чести в спектакле выглядит довольно современной историей.
Предельным количеством ассоциаций и параллелей изобилует притчевая пьеса Э. Ростана «Шантеклер». Молодежный театр «Верим!» под руководством В. Петренко отличает актерский запал, предельная искренность и самоотдача. Рассказ о птичьем дворе и главном петухе Шантеклере перерастает в настоящую поэму о природе вдохновения, о честности творца, в первую очередь, перед самим собой. Спектакль подает эти дидактические выводы в яркой театральной форме, убедительно находя грань условности и реальности. Несколько удручило воплощение знаменитой «Лесной песни» Леси Украинки коллективом Днепропетровского театра им. Т.Г. Шевченко, увидевшего возможность современного прочтения классического произведения не в глубинном проникновении в текст, а лишь в создании внешней формы. При этом неубедительной и неорганичной в сочетании с поэтическим массивом драматургии. Повествование, сильное у Леси Украинки образными подтекстами, метафоричностью, в сценическом изложении театра выглядело примитивной иллюстрацией, извлечением из всей многослойности этой поэтической притчи о верности, любви, человеческой слабости всего лишь первого плана, лежащего на поверхности. И это, естественно, обеднило высокий смысл поэзии Леси Украинки.
Не секрет, что проникать в глубины литературы — дело непростое. Но лишь этот путь ведет к созданию полноценных интерпретаций классических произведений. Сколько мастеров пытались «прочитать» Антона Чехова. Успешно, безуспешно. Даже во МХАТе при жизни автора случались провалы. Конечно, это слабое утешение для нынешних театров, зачастую «читающих» А. Чехова быстро и невнимательно. В Николаевском русском художественном театре Антон Павлович оказался «приправленным» настоящим еврейским оркестром, о существовании которого вскользь упомянуто в пьесе. Здесь же ему отвели главенствующее место и осталось только поблагодарить режиссера за то, что он все-таки удержался от соблазна предложить и Раневской станцевать в тени деревьев вишневого сада зажигательный танец семь-сорок.
Виртуозным актерским дивертисментом воспринимался спектакль «Мертвые души» Н. Гоголя в исполнении Ярославского ТЮЗа. Определив жанр спектакля как авантюрная комедия, три актера (Ю. Иванов, И. Богатырев, Ю. Круглов) разыграли весь сюжет, при этом Ю. Круглов «воплощался» в Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Весело, задорно, одним словом, по-тюзовски. Жаль только, что молодые зрители могут решить, что это и есть настоящий Н. Гоголь. Следуя установке, что современного зрителя нужно развлекать, а не заставлять размышлять над эстетическими проблемами, обратился к национальной драматургии Театр им. В. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска, поставив пьесу «Идиллия» драматурга, имя которого носит театр. Взяв за принцип постановки пародийность, режиссер С. Полещенко вводит в действие персонажей из современной действительности, которые с большой натяжкой «уживаются» в ткани исторического сюжета. Эта пастораль в стиле фольк-рока оставила двойственное ощущение пренебрежительного отношения к классике и наличия у создателей спектакля проблем с художественным вкусом. Таким же вирусом экстравагантного освоение классики был «заражен» и спектакль Минского Нового драматического театра — «Бешеные деньги» А. Островского. Почтительное отношение к автору проявили в спектакле «Дети Ванюшина» С. Найденова Днепропетровского театра им. М. Горького. Неспешное повествование семейной драмы, разыгравшейся в доме Ванюшина, сумело раскрыть глубину характеров его многочисленных обитателей, непростые пересечения их судеб.
Особой поэтичностью отличался спектакль «Поэма о любви» по трагедии основоположника национальной драматургии Габита Мусрепова. Вдохновенная повесть о любви Козы Корпеш и Баян Слу, передающаяся из уст в уста на протяжении столетий, сравнивается со знаменитой историей Ромео и Джульетты. Первая запись одного из вариантов этой лирической поэмы казахского народа была сделана А. Пушкиным. Актеры из Тимертау сумели сохранить в спектакле дух исторического повествования, передать возвышенные чувства героев, отобразить особенности национальных характеров, национальный колорит.
Спектакли, составившие программу VI Международного фестиваля «Классика сегодня», стали своеобразными ответами на важный вопрос, каким должно быть сценическое воплощение классики в наши дни. Несомненно, круг очерченных проблем широк и выходит за рамки одной художественной акции. Над решением вопроса актуальности классики бились и будут биться люди театра. И зрителям будет всегда интересно смотреть на результаты творческой работы разных театров. Значит, фестиваль в Днепродзержинске работает на свою идею. В нем есть главное — «священный пыл усилия», цитируя ту же классику. Знакомя зрителей с различными взглядами на современные интерпретации классической драматургии, фестиваль устраивает в городе настоящий театральный праздник и взращивает любовь к театральному искусству. А дело воспитания любви к прекрасному — вполне в классических традициях.