Владимир Спиваков, взрослые и юные музыканты Украины и России показали, как на деле можно построить мост дружбы между двумя странами.
В Национальной филармонии прошел концерт «Единый мир творчества». На одной сцене выступали юные таланты из Украины и России и знаменитые музыканты камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Организаторы этого вечера (Фонд социальных инициатив Кирилла Дмитриева) подчеркнули, что никакой политики данное мероприятие не преследует (хотя пригласили многих политиков, бизнесменов, ученых и деятелей культуры) а их главная цель — познакомить нашу публику с талантливыми детьми (девяти «звездочкам» повезло выступать с ведущим камерным коллективом современности — «Виртуозами Москвы»). Например, четверо юных украинцев впервые демонстрировали свое мастерство, когда за дирижерским пультом стоял сам маэстро Спиваков. Как признался Владимир Теодорович, произведения для исполнения на этом вечере выбирали дети, а он с музыкантами попытался помочь полнее раскрыть сочинения автора и артистический дар исполнителей. Репетировали в сжатые сроки, т.к. у маэстро график расписан до 2013 года и найти в нем «окно» — довольно проблематично. Если своих российских подопечных он хорошо знает (они являются стипендиатами Благотворительного фонда В. Спивакова и неоднократно вместе выступали не только с «Виртуозами Москвы», но и с Национальным симфоническим оркестром России), то харьковчане — пианист Владислав Хайрутдинов и певица Анастасия Царапенко, скрипач-киевлянин Богдан Шалыга и саксофонист из Керчи Юрий Брошель в этот вечер впервые получили мастер-класс от знаменитых музыкантов. Все дети хорошо справились, хотя им лишь дважды удалось репетировать вместе с оркестрантами.
Кстати, на встрече с журналистами, предваряя концерт, маэстро сказал:
— Музыка делает нас светлее и чище. Все дети талантливы! Важно помочь им раскрыть свои способности — именно в этом задача взрослых. Когда распался СССР, я понимал, что в период катаклизмов в первую очередь страдают самые незащищенные — старики и дети. Именно им надо помогать, организовав благотворительный фонд, чтобы попытаться сохранить культурное поле.
Я не бизнесмен и не олигарх, но, видя талантливых детей, — не могу стоять в стороне. Кому-то нужен хороший инструмент для занятий музыкой, у кого-то есть проблемы со здоровьем или финансовые трудности. Я убежден, что таланту нужно всячески помогать, и стараюсь это делать. Слежу за успехами тех, кто является нашим стипендиатом или просто попал в «орбиту» Фонда. Назову несколько имен: Асе Фатеевой из Симферополя был подарен саксофон, и эта девятилетняя девочка уже покорила Японию, завоевав высшую музыкальную награду — «Золотой саксофон»; харьковчанин Александр Гаврилюк записал пять концертных программ произведений Прокофьева вместе с исландскими музыкантами (дирижер Владимира Ашкенази); а юный Саша Романовский блестяще выступал в Испании на Международном фестивале в Кальмаре и перед Папой Римским (наш Фонд помог этому гениальному музыканту вылечиться — у него были проблемы с ногами (раковая опухоль), он не мог нажимать на педали). Я считаю Александра своим крестным сыном. Горжусь, что помог талантливому пианисту из Севастополя Игорю Четуеву материально (он из бедной семьи), а также помог ему приобрести высококлассный рояль. Хотя из-за таможенной волокиты мне даже пришлось сделать телеобращение к чиновникам двух стран. И вот результат — через три года этот талантливый музыкант завоевал гран-при на Международном конкурсе им. Артура Рубинштейна в Израиле. Я это вам говорю потому, что испытываю гордость за ребят. Сколько у меня будет сил — и дальше намерен помогать детям. Кто-то из них вскоре станет звездой, прославляя искусство наших стран, а кто-то выберет себе профессию, далекую от искусства, но я убежден, что музыка, литература, живопись, танцы — останутся, это потребность их души, и в этом вижу свою главную цель. Культура должна быть вне политики. А наши нынешние государственные деятели, облеченные высшей властью, забывают, что политика и народ — разные величины. Мы страны-соседи, и, несмотря на разные перекосы некоторых политиков, будем делать все от нас зависящее, чтобы жить в мире и дружбе. И этот концерт продемонстрирует, как на деле можно построить культурный мост между Россией и Украиной.
Почетную миссию открыть парад талантов доверили самому юному пианисту — 10-летнему Владиславу Хайрутдинову — представляющему харьковскую школу музыки (класс Светланы Захаровой), лауреату многих фестивалей и конкурсов. Для своего выступления он выбрал трудный репертуар — Концерт ре-минор (вторую и третью часть) Гайдна, продемонстрировав виртуозное владение инструментом. А закрывала первую часть вечера 11-летняя Настя Царапенко, но, похоже, девочка переволновалась, исполняя народные песни «Ой, то не вечер» и «Рось», — не все получилось в вокальном плане, хотя ее тепло принимала публика. Зато перед телекамерами она не тушевалась, говорила правильные речи о том, как счастлива впервые выступать со знаменитыми музыкантам, и практически каждое свое интервью для разных теле- и радиоканалов «иллюстрировала» вокальным номером. Кстати, Анастасия — единственная из всех детей говорила в прямом эфире (ее интервьюировал Славик Шустер для канала «Украина»). Девочка призналась, что еще не знает, кем хочет стать в будущем. Она занимается музыкой, любит петь, ей нравится решать математические задачи и скакать на лошади, занимаясь конным спортом... А, может, она станет телеведущей — камеры и софитов не боится, многие телезрители запомнили эту певунью по телешоу «Танцую для тебя»...
Следует отметить, что все юные звездочки очень старались, но криков «бис» были удостоены двое — саксофонист из Керчи Юрий Брошель (ныне учится в Киевской специальной музшколе им. Лысенко) и москвич, играющий на гобое (учащийся колледжа им. Гнесиных, стипендиат Фонда Спивакова) Сергей Финоедов. Юрий виртуозно исполнил «Полет шмеля» Римского-Корсакова, а Сергей на сцену выходил дважды — как солист вместе с оркестром блестяще сыграв Вариации для гобоя (До-мажор и Хора-стакатто) Россини, а затем вместе с кларнетистом Михаилом Мерингом (студентом Российской академии музыки им. Гнесиных) Концертную фантазию на тему Беллини «Норма».
На «бис» оркестранты исполнили популярное «Танго любви» Пьяццоллы. Публика приветствовала участников концерта стоя. На прощание маэстро Спиваков сказал: «На этой сцене мы выступали в страшном 1986 году, когда произошла Чернобыльская авария — так тогда говорили, но лишь позже мы все узнали, что это была настоящая техногенная катастрофа, последствия которой придется пожинать нашим внукам и правнукам. Помню, как отговаривали наш оркестр ехать в Киев, но мы своими гастролями решили поддержать вас в трудный час. Когда мы вышли на сцену филармонии, то все зрители встали, устроили овацию, многие плакали... Потом мы ежегодно приезжали с благотворительными концертами в вашу столицу, но выступали в Национальной опере, и вот спустя тринадцать лет «Виртуозы Москвы» вновь на этой замечательной филармонической сцене. Нам приятно видеть сегодня улыбки на ваших лицах. Жизнь продолжается! Дети, которые нынче выступали, — наше будущее, и это замечательно»!
Кстати, специально на киевский концерт из Москвы прилетел экс-посол РФ в Украине, а ныне советник президента России Виктор Черномырдин, который признался, что впервые услышал «в живую» музыкантов оркестра «Виртуозы Москвы», т.к. раньше все ему что-то мешало побывать на их концертах. «Слышал по радио, видел по телевидению, но ни разу не побывал на программах «Виртуозов». Вот теперь наверстаю упущенное», — признался политик. — Кстати, впервые приехав восемь лет назад в ранге посла России, Виктор Степанович не скрывал, что он не театрал и не меломан, но именно в Киеве «заболел» и не только приобщился к искусству, но и стал патронировать многие коллективы, помогая в организации гастролей, в частности, Большого и Мариинского театров, «Современника» и других знаменитых российских коллективов.
— Когда стал работать в Киеве, с удивлением узнал, что десятилетиями ведущие наши коллективы и знаменитые артисты перестали выступать здесь, — сказал «Дню» В. Черномырдин. — Хотя всегда считалось, что киевская публика самая взыскательная, и я решил соединить эту разорванную культурную нить. Стал приглашать приехать артистов в Киев, и рад, что гастроли ведущих российских коллективов проходили с огромным успехом, и в дальнейшем буду помогать в этом вопросе. Вот специально и сегодня приехал. Это для всех необычный и волнующий вечер. Для юных талантов — ответственность и большое испытание. То, что Владимир Спиваков находит, опекает и знакомит нас с талантливыми детьми — за это огромное ему спасибо! Да, ныне непростые времена и из-за кризиса многие творческие и культурные проекты сворачиваются, легко отказать, сославшись на кризис. Но кризис уже состоялся, и ныне нужно искать пути выхода из этого тупика. Много лет проработав и прожив в Украине, меня тревожит все, что здесь происходит, но я уверен, что любые трудности преодолимы. Впереди у вас выборы, и они пройдут, выберете себе того, кого посчитаете нужным... Нам и в России, и в Украине нужно думать о будущем, и о людях, чтобы жизнь стала лучше — вот в этом направлении мы вместе будем трудиться!
— Замечательная акция, — считает Елена Франчук, президент Благотворительного фонда «АНТИСПИД». — Бизнесмен Кирилл Дмитриев — молодец, что подарил публике несколько прекрасных часов, впервые объединив на одной сцене юных талантов и маститых музыкантов под управлением выдающегося маэстро Владимира Спивакова. Я смотрела, как Владимир Теодорович подает публике каждого солиста, как переживает за них, как оркестранты помогают ребятам раскрыться на сцене, преодолеть волнение. Это замечательно! Нам приятно, что наш пример знакомить украинскую публику с лучшими из лучших артистами и музыкантами стали поддерживать другие бизнесмены, меценаты и спонсоры. Мы (вместе с Фондом В.Пинчука. — Т.П.) многие годы организовывали концерты «Виртуозов Москвы» и маэстро Спивакова в Украине, но нисколько не ревнуем, что в этот раз Владимир Теодорович приехал по приглашению Кирилла Дмитриева. Нам приятно, что этот концерт познакомил публику с очень талантливыми детьми из нашей страны и из России. Зал Национальной филармонии — самый лучший в Киеве по акустике, и ребята, я уверена, на всю жизнь запомнят этот вечер и свое выступление с «Виртуозами Москвы». Вот только жаль, что концерт не записали по ТВ. Он стоил того, чтобы его увидели как можно больше зрителей.
— Этот концерт еще раз подчеркнул, что мы имеем очень талантливых детей, — подчеркнула Леся Олийнык, искусствовед, секретарь правления Национального союза композиторов Украины. — Жаль, что мало подобных программ. Нужно, чтобы такие вечера проходили чаще. Возможно, стоит создать совместную украинско-российскую просветительную программу. Нам есть чем гордиться. Например, на этом концерте очень ярко выступил представители Харьковской и Киевской школ музыки. Поверьте, в любой средней музшколе нашей страны есть масса талантов, но о них мало кто знает. Кстати, в выходные мы поедем в Каменку. Там пройдет Открытый детский конкурс памяти П. Чайковского, в котором соревнуются дети районных и сельских музыкальных школ. Из областных центров его участниками могут быть также воспитанники музыкальных учебных заведений имени П. И. Чайковского. Поэтому ежегодно туда приезжают дети с родины композитора, из удмуртского города Воткинска. А главная награда — прикоснуться к клавишам инструмента, за которым работал сам композитор-классик... Хорошо, что Фонд Спивакова опекает талантливых детей из СНГ, но я уверена, что маэстро не знает о самородках из так называемой «украинской глубинки». Важно не только открыть талант и помочь ему засиять, но чтобы он не потух, не затерялся в дальних далях разных стран. Я недавно вернулась из Лондона и была поражена, что город завешен постерами киевлянина Сергея Полунина, а дома мы об этой звезде не знаем, или Андрей Драган — сегодня он восхищает своим искусством публику Швейцарии — и это наши талантливые украинцы! Нам нужно создавать условия, чтобы они не исчезали с украинского культурного небосклона. Пусть, прославляя Родину за рубежом, все-таки дарили свое искусство и соотечественникам. Мы можем гордиться, что Украина была, есть и будет страной, где рождаются таланты. Хорошо, что появляются меценаты и спонсоры, но государство тоже должно заниматься вопросом поддержки культуры и искусства. Эта робота кропотливая, требующая методичной работы в школах — на ранней стадии, когда только всходят зерна таланта у детей, и она должна быть продолжена в училищах, академиях, консерваториях. Например, Венский оперный театр опекает школьников, считая, что через несколько лет они станут их публикой, не жалея сил на спецпрограммы, воспитывая детей настоящими меломанами. И такой опыт нам стоит взять на заметку!