15 апреля в Музее истории города Днепродзержинска открывается юбилейная (к 75-летию) выставка винницкого художника, члена Национального союза художников Украины Михаила Мигрина. Значительное количество работ своего творческого наследия — 175 живописных полотен и 51 скульптуру — художник передал Днепродзержинску — городу, который сыграл важную роль в его творческой деятельности, где осталась часть его души.
Почти полвека Мигрин посвятил скульптуре и живописи. Его творчество — разнообразие тем, баланс философских контрастов и параллелей разных миров; четко прослеживается контраст между земным и возвышенным.
Живописи Михаила Мигрина присуща сдержанная гамма цветов. Художник считает, что мысли не имеют цвета, потому яркие тона мешают умственному восприятию произведения. Несколько суровый и молчаливый по характеру, художник имеет собственную философию, которой он с радостью делится с теми, кто умеет «читать» его мысли. Кажется, такие люди есть в Днепродзержинске, иначе зачем было бы делать этот щедрый жест дарения произведений — самого дорогого, что есть у него в жизни...
Днепродзержинский период творчества (1974—1997 годы) Михаил называет «шамотным» (шамот — разновидность скульптурной глины). Глина — материал, животворный для украинцев. Из нее строили дома, делали посуду, создавали образы богов, которым поклонялись. Ощущения мастера были даже такими: «Как Бог лепил из глины человека, так и я пустил в мир блаженных из вечного материала — шамота». Увлекшись пластическим искусством, он создал серии скульптур, что было его первым успешным творческим опытом.
По возвращении в Винницу, на родину (1998 год), произошли существенные перемены в творческой жизни Михаила Михайловича. Здесь у него не было возможности работать с глиной. Мастеру не хватало многомерных по объему, легко меняющихся в формах, насыщенных теплом земли скульптур, которые помнили его руки... Однако живопись, в глубинные измерения которой можно погрузиться только визуально, помогла достичь синтеза самовыражения в направлениях творчества, благодаря которым Мигрин вышел на новый уровень совершенства. Он научился говорить о сложном просто, подавать общеизвестные символы в собственной интерпретации, поражая неожиданностью раскрытия темы. Наиболее актуальной для художника остается тема духовности, потому что она — суть человеческого существования.
Нынешний период творчества пан Михаил называет «веточным». Несколько лет назад он вернулся к пластике, но это была не шамотная глина, а... обычные ветви деревьев, которые он находил во время прогулок. Естественные изгибы дерева он использует для воплощения своих замыслов. Доступные в прочтении, скульптуры, которые по размерам не превышают полметра, несут в себе зерно нового познания души, мира, вечности («Суд Божий», «Зарубки», «Плоды» и другие).