Роджера Споттисвуда массовый зритель знает прежде всего как постановщика одного из фильмов «бондианы» — «Завтра не умирает никогда» с Пирсом Броснаном в главной роли (1997). И тем более разительным кажется контраст с тем кино, которое обычно снимает этот канадский режиссер. Это — малобюджетные историко-социальные ленты, основанные на реальных событиях. Так, немалую огласку получил фильм «Рукопожатие с дьяволом», посвященный геноциду 1994 года в Руанде. На сей раз в «Детях Хуань Си» — сюжет не настолько злободневный, однако не менее драматичный.
В Китае, в 1937 году, во время жестокой японской оккупации, молодой британский репортер Джордж Хогг (Джонатан Рис Мейерс, ставший известным после исполнения роли убийцы в фильме Вуди Аллена «Матч-Пойнт») с помощью австралийской медсестры Ли Пирсон (Реда Митчел) спас жизнь нескольким десяткам сирот, проведя их многокилометровым походом через всю страну, через все ужасы войны в безопасное место. Режиссер стремился к максимальной достоверности, поэтому снимали не просто в Китае, а прямо на тех местах, где происходили события, например, в Шанхае, в котором и начинается вся история. В этот раз и декорации, и массовка намного более качественные, чем в «Рукопожатии», а исторический антураж воссоздан намного масштабнее. А в первую очередь картина интересна сочетанием европейской и азиатской актерских школ. Первую блестяще представляет Мейерс, а вторую — Мишель Йео (актриса-вамп в роли хозяйки опиумной курительный комнаты) и Юн-Фет Шу. Последний — настоящая живая легенда, звезда лучших боевиков гонконгского патриарха Джона Ву. Следует сказать, что все главные исполнители со своей работой справляются. Причем у Шу была задача не из простых — исполнить роль коммунистического вожака, показав его не двигающимся монументом, а живым человеком. И это актеру удалось; фактически он любую роль, даже копа в стандартных гонконгских боевиках, умеет сделать богатой психологическими нюансами.
Споттисвуд не обходит вниманием ужасы войны и оккупации, показывая расстрелы, бомбардировки, десятки жертв, руины. Но основу сюжета составляет противоречивая и продолжительная эволюция отношений Хогга с маленькими китайскими сорванцами, то, как этот чужеземец шаг за шагом завоевывает их доверие, и именно такое новое качество отношений позволяет ему спасти детей. Получается своего рода «Педагогическая поэма» на дальневосточный лад, хотя намного более драматичная, так как наставнику приходится отдать жизнь за своих подопечных. И финальные кадры, когда показывают уже старых людей, со слезами на глазах благодарящих британца за спасение их жизней, — действительно трогательны.
Вообще у Споттисвуда, как и в случае с «Рукопожатием», получилось пусть и не слишком притязательное, но вполне достойное кино, одним из основных достоинств которого является искренность автора. И, учитывая это, кажется, что режиссеру стоило бы попробовать себя в документальном, неигровом жанре: тональность его таланта очень к этому близка.
И здесь трудно не вспомнить отечественных кинематографистов. Подобных сюжетов в истории Украины более чем достаточно. И снять такое кино стоит не таких уж больших денег. Нужно прежде всего желание брать именно такие истории, а также немного таланта, чтобы экранизировать их качественно, без лишнего пафоса — и, как следствие, получать признание как международных жюри, так и массового зрителя. Неужели так сложно?