«История новогодней игрушки» — так называется выставка, проходившая в праздничные дни в одном из залов Днепропетровского исторического музея. В ее экспозиции — сотни елочных украшений, а также новогодние открытки разных времен, собранные сотрудниками музея при активной помощи горожан. Подобной коллекции, своеобразно отражающей культуру и историю нашей страны, как утверждают специалисты, пока нет ни в одном музее Украины, хотя традиция празднования Нового года, а тем более Рождества Христова существует у нас многие поколения.
«Идея создания коллекции елочных украшений, — рассказывает научный сотрудник Алла Москалец, — появилась у работников музея пару лет назад, когда в Днепропетровске проходила выставка детской игрушки. По стечению обстоятельств было это в Новогодние дни, а потому елку в музее решили украсить по-особому и обратились через прессу к жителям Днепропетровска с призывом подарить музею старые и необычные елочные украшения». Инициатива музейных работников получила живой отклик среди горожан — новогодние игрушки стали приносить в таком количестве, что за короткое время в запасниках музея образовалась настоящая коллекция, заслуживающая внимания не только широкой публики, но и специалистов.
Вообще, по мнению работников Днепропетровского исторического музея, елочные игрушки как нельзя лучше отражают свое время и знаменательные события. Первоначально в Европе, следуя христианской традиции, рождественскую елку украшали сладостями, орехами или фруктами. Лишь со временем на ней появились «несъедобные» украшения. Первыми из них считаются шары, которыми в Германии в неурожайный год попытались заменить яблоки. Однако настоящий бум елочные игрушки пережили сравнительно недавно — немногим более сотни лет назад. Именно тогда, по словам сотрудников музея, появились Дед Мороз со Снегурочкой, а на елках стали красоваться золоченые шишки и нетающие сосульки, зайчики и белочки, бусы и гирлянды.
Революция, разразившаяся в России, почти на два десятилетия пресекла празднование Рождества Христова и только в 1935 году небезызвестный партийный деятель П.Постышев в газете «Правда» предложил «на Новый год организовать детям хорошую елку». Разработкой советских елочных украшений и их ассортиментом еще перед войной занялся в Москве Институт игрушек. Уже вскоре новогодние елки по всей стране украсились красными звездами, серпами и молотами, дирижаблями, самолетами, танками, парашютистами и даже портретами Сталина и членов политбюро. Тем не менее, потеснить культ личности Деда Мороза им не удалось, а в 1949 году к 150 летнему юбилею А.Пушкина советские елки обогатились целым набором сказочных персонажей — золотыми рыбками, богатырями, русалками и избушками на курьих ножках. Не прошла бесследно и «кукурузная эпопея» во времена Н.Хрущева, когда на еловых ветвях «выросли» початки, а также звездная эпоха покорения космоса с ее спутниками, ракетами и космонавтами. Все это, отмечают сотрудники исторического музея, отражает неповторимый колорит тех времен.
Наше время, как можно заметить на выставке, тоже внесло свои коррективы — Деда Мороза со Снегурочкой теперь настойчиво теснит заморский Санта Клаус, а на новогодних открытках вместе с рождественской атрибутикой все чаще появляются украинские национальные сюжеты — сельские колядники или казаки с кобзами. Возрождению национальных традиций пытаются способствовать и в Днепропетровском историческом музее: рядом с выставкой елочных игрушек, свои двери распахнул для детей настоящий рождественский вертеп. История этого народного театра, уходящая в глубь веков и почти забытая в Украине, по мнению музейных специалистов, еще ждет своих исследователей.